Банковские должники вернулись к платежам
В июне-июле должники смогли восстановить свою платёжеспособность и средний платеж по просроченному долгу вернулся к привычному уровню после резкого падения в период режима самоизоляции. Так, например, по итогам июля средний платеж по долгам в рамках договора цессии составляет уже 3,3 тыс. рублей против майского показателя в 3,1 тыс. рублей (рост – 5,1%),  в рамках агентского взыскания – 5,3 тыс. рублей против 3,7 тыс. рублей в мае (рост – 43%).

В месячном выражении (динамика месяц к предыдущему месяцу) в январе – июле 2020 г. Снижение в размере 0,8% было зафиксировано в частично карантинном марте, в апреле оно составило уже 7,8% (самый высокий показатель). В мае 2020 г. снижение платежа составило 4,9%, а в июне 2020 г. зафиксирован рост к маю в размере 4,8%. В июле показатель вырос на 0,3%.
Однако для цессии рост платежа в летние месяцы скорее исключение, чем правило. Средний платеж всегда немного снижается из-за сезонного фактора  на 3-4%. Таким образом, в этом году  
такой фактор, как сезон отпусков, который традиционно оказывал влияние на показатель, перестал иметь влияние. Как показывают итоги опроса, около 70% должников приняли решение отказаться от отпуска.  
Более низкий платеж по цессионным долгам объясняется спецификой деятельности. Во-первых, в работе находятся уже далеко не молодые  долги, что делает их взыскание более трудоемким. Во-вторых, агентства предлагают должникам  лояльные условия, которые в первую очередь касаются снижения ежемесячного платежа.

В месячном выражении (динамика месяц к предыдущему месяцу) влияние эпидемии на показатели размера среднего платежа также оказалось сильным. В марте снижение составило 7%, в апреле – 27%, в мае – 3%. В июне зафиксирован рост в размере 23%, в июле средний платеж вырос на 16% .

Разница в средних платежах в рамках цессионного договора и агентской схемы традиционная. Необходимо понимать, что в последнем случае кредитор – это банк, у которого на руках действующий договор, а вместе с ним и право начислять штрафы и пени. Как следствие, должники больше замотивированы погасить долг и стараются сделать это как можно быстрее.

Кризисные явления, вызванные эпидемией и введенными карантинными мерами во всех регионах России, очень быстро отразились на платежеспособности клиентов – уже в марте средняя сумма платежа начала снижаться. Причем в более чем в 50% случаях снижение платежа было вызвано желанием перестраховаться - многие должники опасались, что ситуация затянется и финансово положение ухудшится.  Как правило, в период кризиса клиенты в первую очередь отказываются от дорогостоящих покупок, перестают оплачивать текущие счета (в том числе за услуги ЖКХ), затем урезают ежемесячные траты в среднем на 15%, далее возможен временный перерыв в оплате и по кредитным долгам.
В условиях эпидемии кредиторы предприняли ряд мер, чтобы оказать помощь своим клиентам. Профессиональные коллекторские агентства приняли программы по снижению, либо переносу ежемесячных платежей для своих клиентов. По оценкам НАПКА, до 40% клиентов коллекторских агентств воспользовались различными программами помощи.
В случае благоприятного развития событий мы ожидаем, что уже в сентябре-октябре средний платеж достигнет уровня показателя 1-ого квартала – по цессии -3,6-3,8 тыс. рублей , по агентской схеме – 5,7-6 тыс. рублей.

Поделиться
Другие записи
Профессиональные коллекторские организации готовы предложить специальные условия по погашению долга каждому клиенту
Профессиональные коллекторские организации при покупке долгового портфеля в индивидуальном порядке пытаются начать работу на досудебной стадии, предоставляя к...
Подробнее
Перед Новым годом клиенты закрывают задолженность в 1,5 раза чаще
ВТБ и Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) проанализировали поведение клиентов с просроченной задолженностью 90+...
Подробнее
Каждому второму должнику удобнее общаться с коллекторами через мессенджеры и SMS-сообщения
В работе профессиональных коллекторских агентств в рамках цессионных соглашений на 01.08.2022 года находятся более 9 млн. человек, имеющих просроченную задолж...
Подробнее
Каждое 4 обращение на действия по взысканию со стороны коллекторских агентств касается организаций вне реестра
СРО «НАПКА» в 2018 году запустила проект «Добро Пожаловаться», целью которого является помощь физическим лицам, столкнувшимся с неправомерными действиями при ...
Подробнее
БКИ «Эквифакс», СРО «НАПКА»: Каждый 10 кредит находится в просрочке, объем просроченной задолженности приближается к 1 трлн рублей
Согласно данным БКИ «Эквифакс» по состоянию на 1 сентября 2021 года каждый 10 кредит, выданный банком физическому лицу, является проблемным, то есть не обслуж...
Подробнее
5,4 млн россиян имеют просроченные обязательства перед кредитными организациями, средний срок погашения долга составляется порядка 2 лет
На текущий момент порядка 5,4 млн россиян имеют просроченные обязательства перед кредитными организациями в сегменте необеспеченного кредитования, то есть каж...
Подробнее