Банки проверят мобильные номера клиентов

Уже в этом году должен появиться механизм, позволяющий банкам выяснять, принадлежит ли мобильный номер конкретному гражданину. Оператором этой системы может стать Институт связи (ЦНИИС). Об этом рассказал «Известиям» глава Национального совета по финансовому рынку (НСФР) Андрей Емелин. Благодаря новому методу проверки можно будет уменьшить риски краж персональных данных клиентов кредитных организаций. Это также поможет оградить их от общения с коллекторами по чужим долгам.

В 2018 году банки смогут отслеживать «чистоту» использования мобильных номеров их клиентами. То есть устанавливать, принадлежит ли номер сотового телефона конкретному гражданину. Это станет возможно благодаря созданию системы проверки телефонов, рассказал «Известиям» председатель НСФР Андрей Емелин. По его словам, участники совета решили запустить ее на базе ЦНИИС. В институте рассказали, что такие обсуждения велись, не уточнив детали.

По словам главы НСФР, процесс будет устроен следующим образом. Банк передает в ЦНИИС в зашифрованном виде сведения о клиенте — ФИО, номер паспорта и номер телефона. Затем оператор направляет данные для сверки в сотовую компанию и дает ответ кредитной организации, достоверна ли ее информация.

Выбор института в качестве площадки для создания системы обусловлен тем, что он уже выступает оператором базы данных перенесенных абонентских номеров. Ее создали в декабре 2013 года, когда россиянам разрешили менять сотовую компанию, сохраняя номер телефона. За четыре года этой услугой воспользовались более 7,5 млн абонентов. В работу ЦНИИС легко встроить системы передачи данных от банков, отметил Андрей Емелин. Но в этом случае еще одна база данных создаваться не будет. Такое решение приняли, чтобы избежать рисков утечки персональных данных и хакерских атак.

Мониторинг номеров нужен и банкам, и клиентам, убежден глава движения «СтопСпам» Денис Калугин. Институт проверки «чистоты» номеров поможет снизить риски мошенничества при обслуживании клиентов кредитных организаций. Хакеры часто делают дубликаты SIM-карт и крадут данные о счетах граждан, пояснил финансист.

Также система поможет защитить граждан от общения с коллекторами по чужим долгам. Ежемесячно взыскатели отправляют 100 млн SMS. Треть из них попадает к совершенно другим людям, доставляя им серьезные неудобства, пояснила управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова.

Она добавила, что нововведение позволит при смене владельца мобильного номера сразу же отключать SMS-уведомления от банков и рассылки, предназначенные предыдущему владельцу. Это предотвратит лишние траты клиентов кредитных организаций на информирование.

В ЦБ, Минкомсвязи и МТС не ответили на вопрос «Известий», поддерживают ли инициативу участников финрынка. Банкиры и сотовые операторы в целом позитивно отнеслись к идее.

Директор Азиатско-Тихоокеанского банка по розничным кредитным рискам Олег Коротун отметил, что система проверки номеров нужна для дополнительной идентификации граждан, которые обращаются в кредитную организацию удаленно. Она будет актуальной и при выдаче займов, добавил он.

Если удастся связать номер мобильного телефона с паспортом, то кредитные организации смогут упростить и улучшить дистанционное обслуживание клиентов. Это подстегнет рост продаж банковских продуктов, считает начальник отдела мобильных сервисов Бинбанка Алексей Курзяков.

— Мы изначально выступали за прямое взаимодействие банков и операторов, — отметили в пресс-службе «Билайна».

Наряду с плюсами создания системы проверки номеров в «Мегафоне» видят и минусы. Они касаются информационной безопасности. Ведь всем банкам и операторам связи придется обмениваться сведениями. Кроме того, неясен механизм финансирования такой системы, а также тарификации централизованного обмена.

Запуск специальной системы проверки телефонов банковских клиентов может стать еще одной мерой в борьбе с хакерами и недобросовестными клиентами банков. Ранее депутаты Госдумы приняли закон, который обязывает сотовых операторов блокировать по требованию правоохранительных органов номера телефонных террористов. Также нормативный акт требует предоставлять правоохранителям в неизменном виде код абонента или телефонный номер.


Источник: Известия - https://iz.ru/699625/anastasiia-alekseevskikh/banki-proveriat-mobilnye-nomera-klientov
Поделиться
Другие публикации
Треть опрошенных россиян сталкивалась с коллекторами за последний год
В то же время 38% респондентов отметили, что за последний год сотрудники ПКО стали работать более цивилизованно, следует из исследования финансового марке...
Подробнее
НАПКА ПРОГНОЗИРУЕТ РОСТ НАГРУЗКИ НА СУДЫ ИЗ-ЗА НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МАССОВЫМ ВЫЗОВАМ
Новые правила маркировки телефонных звонков снизят контактность российских должников и вынудят коллекторов чаще взыскивать деньги через суд, предупредила ассо...
Подробнее
«Без профессиональных коллекторов мы откатимся в 1990-е»: Павел Михмель о том, как изменилось взыскание за 20 лет
За два десятка лет рынок взыскания в России изменился до неузнаваемости: появилась и эволюционировала цессия, портрет должника стал другим, коллекторские аген...
Подробнее
Контроль по соглашению. На коллекторском рынке станет больше саморегулирования
Саморегулируемым организациям коллекторов по соглашению с Федеральной службой судебных приставов (ФССП) могут официально доверить часть контрольных фу...
Подробнее
Долг платежом прекрасен
Почему россияне добровольно несут деньги коллекторам
Подробнее
МФО выставили на продажу рекордный объем долгов в 2024 году
Это связано с ростом микрокредитования и снижением цен на просрочку в конце года
Подробнее