Борис Воронин: «Граница между добросовестными взыскателями и хулиганами стала резче»

Об итогах весенней конференции НАПКА, адаптации к новому закону и задачах рынка взыскания порталу Finversia.ru рассказал Борис Воронин, директор НАПКА.


3817.jpg


- Борис Борисович, в конце апреля состоялась конференция ассоциации «ВЕСНА-2017». Каковы ее итоги? Какие задачи ставили, и какой отклик уже сейчас получили?


- Конференция решает две задачи: одна – это получение новой информации. В первой части конференции выступили представители государственных органов, они рассказали о реализации нового закона и привели интересную статистику по рынку, в частности, о выдаче лицензий и о проведенных проверках.


Вторая задача – это общение, очень важная составляющая нашего сообщества. Собравшиеся на конференции участники рынка живо общаются, в перерывах стоит такой гул, словно улей гудит. Так вот этот улей «прогудел» все вопросы бизнеса и в итоге всем стало понятно, что закон потребует серьезной проработки на практике.


- Как влияют на рынок изменения в законодательстве, а именно, введение государственного реестра?


- В первую очередь, нужно отметить, что с принятием закона увеличились расходы компаний. Теперь, к примеру, нужно обеспечить хранение записи разговоров с должником и быть уверенным, что вы не позвоните в течение одного дня дважды. Отдельно нужно сказать, что понятие «позвонить один раз» не определено полностью. То ли это: «позвонили, но заемщик сбросил вызов» или «позвонили и поговорили по существу вопроса».


Таким образом, с одной стороны, стало гораздо сложнее вести бизнес. С другой стороны, благодаря появлению государственного реестра стал более понятен статус организаций. Рынок взыскания кристаллизуется, крупные участники становятся видней на рынке, а серые становятся еще темнее и совсем уходят разного рода недобросовестные взыскатели. Если раньше мы были вынуждены доказывать, что есть добросовестные взыскатели, которые соблюдают и действующее тогда законодательство, закон "О потребительском кредите (займе)", то теперь граница между добросовестными взыскателями и хулиганами стала резче, разница теперь очевидна.


- Какая будет конфигурация рынка и ассоциации коллекторов в свете этих изменений? Как, по вашему мнению, коллекторские агентства переживут первый год работы по новому закону?


- Как я уже сказал, с одной стороны закон усложняет жизнь взыскателям, но при этом он не исключает, а, может быть даже, подчеркивает особенность взыскания по отношению к другим этапам кредитования. Ведь, чтобы выдать кредит или заем, нужно быть кредитной или микрофинансовой организацией, чтобы оценить заемщика - можно обратиться в любую организацию на рынке на аутсорсинге, к примеру, Национальное бюро кредитных историй. А взыскание сейчас стало четко определенным видом специальной деятельности кредитных организаций, миркрофинансовых организаций и взыскателей. Причем, в отличие от микрофинансистов, взыскатели, как и банки, могут работать как агенты по портфелям долгов, которые им не принадлежат. Таким образом, мы видим, что рынок взыскания становится специальным, приобретая правовое основание, а значит этим бизнесом можно заниматься и в перспективе.


Сейчас, конечно, особенно сложное положение, связанное с тем, что рынок взыскания находится в «яме» 2014 года, когда кредитов выдавалось крайне мало. А конкуренция 2015 и 2016 годов серьезно подорвала финансовое положение взыскателей. Поэтому говорить о том, что рынок цветет, сложно, с другой стороны, заключаются договоры и контракты, покупаются портфели. На мой взгляд, за этот и следующий годы положение будет меняться в лучшую сторону, тем более что приходят новые технологии, некоторые компании всерьез озаботились так называемым «бесчеловечным» взысканием, когда людей нет в процессе взыскания, минимизирован человеческий фактор и расходы на персонал.


- Сколько сейчас членов в ассоциации НАПКА? Как Вы предполагаете, что ожидается в этом году?


- Все крупнейшие участники рынка уже сейчас входят в нашу ассоциацию, на сегодня это 45 компаний, в то же время в реестре - порядка 120 компаний. Напрямую сравнивать сложно, так как некоторые группы компании имеют в реестре несколько юридических лиц. Могу сказать, что мы никогда не занимались тем, чтобы «продавать билеты» в ассоциацию, никого не заманивали и не говорили: «Приходите к нам и будет вам счастье». Наоборот, в последние годы активно работал контрольный комитет, велась большая тщательная работа с жалобами. Казалось бы, такого рода вещи должны были бы оттолкнуть участников ассоциации, потому что мы занимаем сторону потребителя, больше уделяем внимания должнику. И, тем не менее, в последние годы ассоциация серьезно выросла. Мы делаем то, что должны делать и это лучший способ работы с потенциальными участниками ассоциации. Если компании нравится то, что мы делаем, они видят отдачу, то, соответственно, они охотно вступают. Нашей ассоциации удается давать рынку взыскателей то, что они ищут. Это информация о реализации закона и контакты с государственными органами, помощь в ситуации с конфликтами и спорными ситуациями при взаимодействии с государственными органами, участие в подготовке разного рода документов, как внутренних (например, кодекс этики), так нормативных актов и законопроектов. Поэтому, мне кажется, что все активные добросовестные участники рынка так или иначе будут участвовать в работе ассоциации.


- На конференции заметила, что ваша команда очень дружная, в кулуарах разговаривала с активными представителями ассоциации и услышала мнение, что отрабатывать закон будет трудно, но есть готовность действовать в единстве. Как, по вашему мнению, будет развиваться тема с законом? Какие он будет претерпевать изменения и какая роль вашей ассоциации в этом процессе?


- Изменения в закон, подписанные президентом, мы, возможно, увидим в следующем, 2018 году. А текущий год – это время масштабных приготовлений, когда подвозят боеприпасы, готовят дороги, коммуникации и прочее, прочее. Вопросы, которые будут решаться, можно разделить на три части. Во-первых, это все, что связанно с практикой. Например, понятие «контакт» не определено в законе, нужно дать такое определение. С одной стороны, это сформирует судебная практика, но, с другой, ФССП (Федеральная служба судебных приставов) – это порядка 85 территориальных управлений, каждое - с правом собственного мнения в прочтении закона, и мы стараемся повлиять на ситуацию с судебной практикой, чтобы в итоге Верховный суд решил, что контактом является не просто телефонный звонок, а разговор с должником по существу. Поэтому первое – это поправки в закон по части практики, на которые уже сейчас мы стараемся влиять.


Вторая часть – это вещи на перспективу, которые бы прибавляли привлекательности деятельности взыскателя. Это некие «пряники и плюшки» для взыскателя. Они не были рассмотрены, когда готовился закон, но, тем не менее, взыскатель, который внесен в реестр и соблюдает многие требования закона, логично рассчитывает получить и какие-то возможности, например, право узнать телефон должника. На мой взгляд, вполне базовая вещь. Сейчас, не зная телефона должника, они звонят по тем номерам, которые указаны в кредитном договоре; зачастую этот телефон должник поменял, и от этого незнания взыскателя страдают совершенно посторонние люди. Запретить им звонить – это не выход, телефон указан в кредитном договоре, поэтому здесь со стороны государства требуется определенный шаг, чтобы убрать препоны ведения бизнеса.


И, наконец, третий блок вопросов – это, пожалуй, самая серьезная часть, которая специализирует этот вид бизнеса: какие могут быть требования и какие права у взыскателя, как у специального института? Это достаточно серьезный вопрос и он требует серьезных мозговых штурмов. Мы надеемся провести их в ближайшие месяц- два, чтобы подготовиться к 2018 году, который, надеемся, будет годом изменений в законе.


- Эксперты прогнозируют снижение доли просрочки в ближайшие годы. Как это скажется на коллекторском бизнесе?


- Если доля просрочки снизится, то это произойдет, на мой взгляд, только в одном случае, если начнут расти доходы населения. Сейчас банковский кредитный портфель потребительского кредитования, по которому в основном и работают профессиональные взыскатели, растет. При этом понятно, что все заемщики разобраны. Поэтому прогноз снижения просрочки возможен только в случае роста дохода населения, а это можно только приветствовать, ведь у взыскателей накоплены большие портфели догов и зачастую здесь проблема не в том, что человек бегает, скрывается, не хочет платить, а в том, что у него нет денег. Поэтому если этот прогноз основан на прогнозе роста доходов населения, - можно только приветствовать такое изменение. А  если же это предположение, что кредитные организации улучшили систему управления рисками и лучше ведут отбор заемщиков, то в это я просто не верю.

Поделиться
Другие публикации
Большинство долгов граждан коллекторы взыскивают самостоятельно
Коллекторы в 2023 г. взыскивали через суд средства с должников более чем в 3 млн случаев – это около 7% от общего количества находящихся у них в работе де...
Подробнее
Проще простить: коллекторы до рекорда увеличили долю долгов, которую готовы списать
Профессиональные коллекторские агентства стали гораздо чаще предлагать должникам дисконтирование — когда они готовы простить должнику часть долга в ...
Подробнее
МФО в начале года выставили на продажу рекордный объем долгов // Но коллекторы купили из них меньше 60%
Микрофинансовые организации (МФО) в I квартале этого года выставили на продажу рекордный за три года объем просроченных долгов – на 31,2 млрд руб. Это...
Подробнее
Коллекторы скупили у банков рекордную для первых кварталов долю долгов // Это связано с низкой активностью продавцов перед Новым годом и наличием свободных денег у покупателей
Банки в I квартале продали коллекторам 56,4 млрд руб. просроченных кредитов граждан, что составляет 89% от всех выставленных на продажу долгов.
Подробнее
Коллекторы раскрыли долю бесперспективных долгов россиян // НАПКА: 26% проблемных банковских долгов россиян имеют нулевые шансы на взыскание
Подробнее
Коллекторы спрогнозировали рекордную сумму погашений долгов по итогам года
По итогам 2023 года россияне погасят просроченные долги на рекордные 23 млрд рублей, прогнозирует Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агент...
Подробнее