Александр Морозов: «Необходимо вернуть баланс прав и обязанностей и кредиторов, и заёмщиков»

3137.jpg


- Александр, прошло 3 месяца с момента вступления в силу профильного закона. Что можно сказать? Какие предварительные результаты? Полет нормальный?


- Наше предположение, что в реестр попадут 80-100 компаний оказалось верным – мы почти попали в точку. А ведь были оценки, что таких компаний будут тысячи и даже десятки тысяч. На сегодняшний день 110 компаний внесены в реестр. Радует, что 43 из них входят в НАПКА. Нарабатывается первый опыт взаимодействия с новым регулятором. Должен отметить, что с обретением регулятора – ФССП и Минюста – мы получили полноценный административный ресурс. И теперь мы можем говорить о новых возможностях для развития бизнеса, для наведения порядка, для проведения черты между теми, кто профессионально занимается коллекторской деятельностью и теми, кто в реестре не состоит – серыми и чёрными компаниями. Особо хочу отметить, насколько вырос профессиональный уровень наших коллег из ФСПП и их знания. Мы со своей стороны помогаем, конечно. Без всякого снобизма. Наша отрасль через 10 лет своего существования как бы вернулась к изначальной точке. Внутри сообщества сложился творческий коллектив, профессиональная команда.


- В повестке дня предстоящей конференции НАПКА первая тема сформулирована как «3 месяца после принятия закона: пойди туда, не знаю куда». Это о чём?


- Есть сомнения в том, как трактовать те или иные положения закона. Сомнения как у нас, так и у регулятора. Например, что является контактом с должником? Является ли попытка из 20 не отвеченных звонков контактом? Или попытка из 20 звонков, соединение по которым по разным причинам не установлено? Вот мы с вами познакомились, представились, я сказал о цели своего визита, мы начали разговор. А любые отклонения от этого порядка? К примеру, вы представились Иннокентием, а я – Виталием? Подобных пунктов - требующих уточнения в законе - примерно 5-6. Помимо этого, наш регулятор говорит, что необходимо привести в соответствии с основным законом ещё 6-7 смежных документов.


Знаете, что волнует больше всего? Как нам всем вместе навести порядок! Я говорю сейчас не только про серых и чёрных коллекторов, но и про необходимость выстраивания отношений с правоохранительными органами. Остро стоит задача довести до сведения всех участников процесса, что следует иметь дело лишь с теми компаниями, которые внесены в официальный реестр. Наши коллеги из МФО столкнулись с теми же проблемами, только у них масштаб другой: у них больше двух тысяч организаций в реестре, у нас - 110.


- Как заявил один из руководителей ЦБ, говоря про МФО: внесены то они внесены,-но всё равно хулиганят. Знакомо?


- Было время, когда мы говорили, что не имеем права говорить от лица всей отрасли. Но НАПКА за 10 лет своего существования сильно преобразилась. Теперь мы щепетильно подходим к одобрению новых членов, стараемся проверить и перепроверить, убедиться, что у намерения у компании самые серьёзные. Есть при этом и чисто коммерческий интерес – когда компания решает повысить градус жёсткости – чтобы увеличить отдачу. Англичане говорят: fair play, fair pay - играй честно - плати честно. В нашем случае её можно переиначить как: «И вы не скрываетесь от нас, и мы будем с вами обходиться культурно и по-человечески».


Внутри Ассоциации появился дисциплинарный комитет, появился сервис «Добро пожаловаться». Последний я считаю просто идеальным индикатором возникающих проблем с заёмщиками. Важным этапом развития стало решение публиковать открытую статистику по жалобам с указанием названия компаний. Мы, как профессиональная гильдия, с одной стороны, не хотим выносить сор из избы. С другой - более ревностно относимся к чистоте своих рядов. Ну не честно в конкретной борьбе использовать более жёсткие методы обращения с должниками - люди будут плохо отзываться не только о вас, но и обо всей отрасли. У нас есть кодекс этики – очень важный документ. Мы начали делать регулярные проверки - уже третья компания проходит проверку.


При всём при этом мы совсем не бюрократическая структура. И если сравнивать с другими профессиональными объединениями, то сравнение будет явно в нашу пользу. Вот смотрите: 43 компании управляются и контролируются внутри НАПКА 15-тью сотрудниками. Где вы ещё найдёте такой коэффициент эффективности?!


Если мы говорим про честность и справедливость, то она должна быть со всех сторон. Нельзя, чтобы маятник качнулся только в одну сторону. Знаете, было много историй в регионах – когда закон только вступил в силу. Говорили, что всё, теперь можно не платить – согласно новому закону. Или можно не платить, если, к примеру, от Пермской области не зарегистрировался ни один участник. Я стараюсь читать поступающие обращения, жалобы. Вижу, что некоторые из них написаны под копирку. Есть люди, которые сознательно стараются оттянуть выплату долга. Это, как минимум, выливается в дополнительные расходы. Считаю справедливым, чтобы такие расходы предъявлялись к выплате должнику. Если вам хамят – это одно, а если вы пытаетесь увильнуть от обязательств – это совсем иное.


- Можно ли сказать, что-то кардинально изменилось в лучшую сторону с момента вступления в силу закона?


- С точки зрения бизнеса отрасль проходит ломку. Компании вынуждены перестраивать свои скрипты разговоров. Но это вынужденная мера. Были опасения, что один звонок в день – это очень мало, это ухудшит собираемость. Да, собираемость пошла вниз, себестоимость - вверх. Но, если все правильно настроить, то и одного звонка в день достаточно. А бизнес проходит нормальный этап консолидации.


- Хорошо, бизнес быстро сможет подстроиться под новые реалии. А заёмщики?


- Есть ощущение, что по мере смены поколений, ситуация улучшается. Люди осознают, что нужно идти на контакт с кредитором. Очень в этом помогли бы цифровые инновации, финтех, биометрия. Идентифицировать заёмщика необходимо уже на стадии выдачи кредита. Я говорю о фотографии, которая применяется довольно широко. Осталось внедрить технологии распознавания голоса. Ведь часто бывает, что должник не признает, что это он.


Теперь о таких случаях, когда заёмщик расплатиться не может в принципе. Для этого есть работающий инструмент частного банкротства. Бывает в жизни всё – потерял работу и так далее. Но вот человек не хочет прятаться? В этом случае нужно обязательно подать документы на банкротство. При оформлении нового кредита после банкротства человек обязан уведомить кредитора о факте банкротства. За клиента сейчас конкуренция высокая, поскольку на рынок потребительского кредитования пришло охлаждение. Встречаются, конечно, и такие МФО, которые задирают ставки в надежде, что деньги вернёт каждый второй, но всё равно компания окажется в прибыли. Но мы же говорим о нормальном риск-менеджменте, верно?


- По поводу новых поправок. Они на стороне потребителей или исполнителей?


- Я надеюсь, что поправки вернут баланс. Слишком поспешное принятие закона – чтобы успокоить социальные волнения – привело к сильному перекосу баланса в сторону заёмщиков. Теперь нужно точечными поправками вернуть этот баланс. У должника остаются все права, но нужно сделать так, чтобы у него не было права увильнуть от исполнения своих обязательств. Иначе вся кредитная система рухнет.


- Что бы Вы хотели сказать, обращаясь к заёмщикам?


- Я часто вижу, что у людей не всегда есть чёткое понимание финансовой ответственности. Мы не все её понимаем. Отчасти это вина кредитора. И вы должны просчитать возможность выплаты по кредиту, и кредитор должен вам помочь в этом. Нужно жить по средствам, не потакать импульсивным желаниям.

Поделиться
Другие публикации
Большинство долгов граждан коллекторы взыскивают самостоятельно
Коллекторы в 2023 г. взыскивали через суд средства с должников более чем в 3 млн случаев – это около 7% от общего количества находящихся у них в работе де...
Подробнее
Проще простить: коллекторы до рекорда увеличили долю долгов, которую готовы списать
Профессиональные коллекторские агентства стали гораздо чаще предлагать должникам дисконтирование — когда они готовы простить должнику часть долга в ...
Подробнее
МФО в начале года выставили на продажу рекордный объем долгов // Но коллекторы купили из них меньше 60%
Микрофинансовые организации (МФО) в I квартале этого года выставили на продажу рекордный за три года объем просроченных долгов – на 31,2 млрд руб. Это...
Подробнее
Коллекторы скупили у банков рекордную для первых кварталов долю долгов // Это связано с низкой активностью продавцов перед Новым годом и наличием свободных денег у покупателей
Банки в I квартале продали коллекторам 56,4 млрд руб. просроченных кредитов граждан, что составляет 89% от всех выставленных на продажу долгов.
Подробнее
Коллекторы раскрыли долю бесперспективных долгов россиян // НАПКА: 26% проблемных банковских долгов россиян имеют нулевые шансы на взыскание
Подробнее
Коллекторы спрогнозировали рекордную сумму погашений долгов по итогам года
По итогам 2023 года россияне погасят просроченные долги на рекордные 23 млрд рублей, прогнозирует Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агент...
Подробнее