СЕРГЕЙ ШПЕТЕР: «В БЕСЕДЕ С ДОЛЖНИКОМ ВЗЫСКАТЕЛЮ ВАЖНО ПРОЙТИ ВСЕ СТАДИИ»

- Как закон изменил жизнь коллекторов? С какими случаями вы стали сталкиваться после принятия 230-ФЗ, которых раньше не было в практике взыскания?

- 230 закон предъявил требование о включении юридического лица, которое занимается взысканием долгов, в реестр Федеральной службы судебных приставов (ФССП). И теперь мы сталкиваемся с тем, что заемщики очень хорошо научились в свою пользу интерпретировать положения этого закона. И им это удается – заемщики стали удачно использовать коллизии и лазейки по ряду статей закона, для которых нет однозначных трактовок. Например, закон так и не оговорил, что же является телефонным разговором должника и взыскателя, и какую смску мы считаем смской от взыскателя. Есть и другие непрописанные в законе места. Поэтому в нашей отрасли произошло определенное снижение контактности.

- К чему приводит снижение контактности должников?

- Мы вынуждены тратить больше ресурсов для того, чтобы лучше и дольше убеждать должников – тех, кто все же идет с нами на контакт. Но среди этой группы должников выросло количество тех, которые дают нам в телефонных беседах обещание заплатить. И именно этот рост позволил нам удержать показатели по взысканию на прежнем уровне. Но если смотреть на закон с точки зрения больших чисел, то количество нежелающих контактировать с взыскателями людей также выросло.

- Как вы намерены над этим работать?

Наша задача – с одной стороны – популяризировать нашу профессию, объяснить людям, чем мы занимаемся.

Или здесь и сейчас, на досудебной стадии, или уже после суда, когда и сумма вырастет, и часть судебных расходов также может быть отнесена на заемщика. С другой стороны – должники должны понять, что с нами надо разговаривать. Мы можем рассказать, как попросить рассрочку у банка и МФО, сделать реструктуризацию для того, что уменьшить сумму ежемесячного платежа. Потому что долговая нагрузка должна быть подъемна для заемщика и сопоставима с его ежемесячным доходом.

Вместе с тем, год жизни в рамках 230-го закона, дал нам понять, что уровень взыскания на судебной стадии в 3-4 раза выше, чем на досудебной стадии. Это если мы берем один и тот же портфель – одинаковой просрочки по срокам, одинакового качества, с одинаковой предварительной проработкой. Да, расходы на судебной стадии выше, но если говорить про уровень дохода нашего бизнеса от самого процесса взыскания, то сегодня привлекательнее выглядит именно судебное взыскание.

- С чем вы связываете такое положение дел?

- Должники, которые по всяким причинам уклонялись от уплаты, в суде уже прижаты к стенке. Есть судебный документ, выданный государственным органом, который говорит о том, что неизбежность настала. А с другой стороны – у должников есть имущество, и оно им дорого. И ради сохранности этого имущества они и вынуждены начать возвращать хоть какие-то деньги, произвести хотя бы минимальные выплаты. Ведь судебный пристав или описывает имущество, или накладывает арест на счета в банках, и начинает взыскание денег для погашения долга из зарплаты или пенсии, либо иных доходов. И должнику уйти в сторону уже не получается.

- Можно уточнить, что означают ваши слова о том, что закон нечетко прописал такие понятия как смс или телефонный звонок?

- Согласно закону, коллекторы ограничены в числе звонков должнику. За неделю мы можем позвонить ему всего 2 раза. Но что такое сам звонок – закон умолчал. Приведу пример. Я позвонил, человек снял трубку, я представился. И человек тут же звонок отбил, трубу бросил. Как мне считать – был контакт или нет? Ведь я даже не убедился в том, что на том конце провода именно тот человек, которому я и звонил. Человек меня не дослушал, я не сообщил, зачем я ему звоню. Или - другой пример. Человек меня выслушал. Но ничего не пояснил – ни почему он не платит долг, и не дал обещания заплатить. Считать ли это контактом? На наш взгляд – контакта не было.

- Какие изменения в закон вы можете предложить?

- Мы предлагаем создать логически целостное понятие звонка, разделив его на 3 или 4 части. Первая – представление сторон. Вторая – обсуждение предмета разговора. Третья – обещание заплатить – ну или отрицание долга. И вот когда все стадии беседы пройдены, завершены, это и можно считать содержательно состоявшимся разговором или звонком. А сколько сама беседа будет продолжаться – минуту, три или пять – это уже не так важно. Важно, что все этапы пройдены и формальности соблюдены. То есть беседа состоялась. Далее. Смски. Все же количество знаков в одной смске ограничено, как мобильным оператором, так и самой трубкой, которая есть у должника. Новая модель смартфона может принять длинное сообщение как единой целое. А вот кнопочный аппарат разбивает длинную смску на части. То есть когда оператор разбивает одно логически значимое сообщение на два или три сообщения – это уже формально является нарушением закона. С нашей стороны.

Хорошо, что по данным случаям уже начала формироваться положительная для нас судебная практика. Так, например, в апреле этого года Верховный суд дал надлежащую правовую оценку действиям профессиональных взыскателей, дважды отменив решения судов первой инстанции ХМАО в отношении жалоб должников на неправомерность направления трех СМС сообщений, содержащих логически законченное информационное сообщение, с перерывом в несколько секунд.

- Насколько я понимаю, есть еще большая проблема – коллектор позвонил, но на том конце провода ему говорят – я не тот человек, который вам нужен. Как быть в этой ситуации?

- Да, это так называемые звонки третьим лицам. Когда мы звоним по номеру телефона, который клиент оставил в компании или банке при заключении договора, вот сам своими руками внес в документ, а абонент на том конце провода говорит, что это не он заключал этот договор, то проверить – правду нам говорят, или вводят в заблуждение, по телефону невозможно. Можно задавать наводящие вопросы. Но мы опять, задавая эти вопросы, можем нарваться на то, о чем я говорил выше – клиент бросит трубку.

- Почему зачастую тот человек, которому вы звоните, оказывается не тем, кто взял кредит или заем?

- Потому что человек, беря кредит или заем, подписывает договор, в котором, в том числе указано, что при любом изменении своих контактных данных заемщик обязан уведомить об этом банк или МФО. Что же происходит на деле? Что человек бросает свой долг вместе с номером телефона, к которому этот долг привязан. То есть нам в работу попадают договоры со старыми номерами телефонов. И звоня по ним – не тем людям – мы опять же формально нарушаем закон.

- Чем такое нарушение закона чревато для компании – взыскателя?

- В этом случае компания находится под угрозой отзыва лицензии и прекращения деятельности. Поэтому мы сейчас просим законодателей дать нам права подтверждать контактные данные должников у организаций, располагающих этими знаниями. Что может быть проще – нам направить запрос телеком-оператору о том, принадлежит ли на данный момент данный номер мобильного телефона Василию Иванову или нет?

- А операторы сейчас ведь не обязаны отвечать на подобные вопросы?

- Не обязаны. Поэтому и не отвечают.

- Я правильно понимаю, что вы хотите инициировать внесение изменений в 230 закон?

- Да. И в сам закон и в пограничные ему законы и нормативные акты, в которых тоже много неясностей. Сейчас мы через саморегулируемые организации собираем мнения участников рынка. В этом сборе мнений участвуют помимо взыскателей банки и микрофинансовые организации. И далее мы планируем провести ряд встреч в формате круглого стола с нашим регулятором – Федеральной службой судебных приставов (ФССП), представителями других государственных органов, в чьей компетенции находится данный вопрос. Мы будем изгалать им нашу позицию и пытаться аргументированно объяснить необходимость инициировать внесение поправок через Госдуму в 230-ФЗ.

- Но ведь есть еще и законы-спутники 230 закона. Как быть с ними?

- Необходимо внесение поправок во множество законов. Например, в закон о защите персональных данных. И во многие другие. Это длительная сквозная работа всех СРО и госорганов. Но надеюсь, что в скором будущем мы сумеем внести ряд поправок.

- Не видите и вы такую проблему, о которой говорят многие МФО. Что в России очень помолодели банкроты. Что люди специально набирают долги, чтобы потом пройти процедуру банкротства и списать все задолженности?

- В массовом масштабе мы этого не видим. Но в целом возраст заемщиков очень сильно помолодел.

Беседовал Георгий Демидов

Поделиться
Другие публикации
Большинство долгов граждан коллекторы взыскивают самостоятельно
Коллекторы в 2023 г. взыскивали через суд средства с должников более чем в 3 млн случаев – это около 7% от общего количества находящихся у них в работе де...
Подробнее
Проще простить: коллекторы до рекорда увеличили долю долгов, которую готовы списать
Профессиональные коллекторские агентства стали гораздо чаще предлагать должникам дисконтирование — когда они готовы простить должнику часть долга в ...
Подробнее
МФО в начале года выставили на продажу рекордный объем долгов // Но коллекторы купили из них меньше 60%
Микрофинансовые организации (МФО) в I квартале этого года выставили на продажу рекордный за три года объем просроченных долгов – на 31,2 млрд руб. Это...
Подробнее
Коллекторы скупили у банков рекордную для первых кварталов долю долгов // Это связано с низкой активностью продавцов перед Новым годом и наличием свободных денег у покупателей
Банки в I квартале продали коллекторам 56,4 млрд руб. просроченных кредитов граждан, что составляет 89% от всех выставленных на продажу долгов.
Подробнее
Коллекторы раскрыли долю бесперспективных долгов россиян // НАПКА: 26% проблемных банковских долгов россиян имеют нулевые шансы на взыскание
Подробнее
Коллекторы спрогнозировали рекордную сумму погашений долгов по итогам года
По итогам 2023 года россияне погасят просроченные долги на рекордные 23 млрд рублей, прогнозирует Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агент...
Подробнее