21 июня НАПКА направила официальный запрос в Роструд с просьбой дать разъяснения по правоприменению закона 230-ФЗ "О защите прав физлиц при взыскании" в части требований к сотрудникам коллекторских агентств. В частности, разъяснить, имеет ли право коллекторское агентство расторгнуть/прекратить трудовой договор с работником, если он имеет неснятую или непогашенную судимость (ч. 4 ст. 5 230-ФЗ), или в течение трех лет, предшествующих назначению, допускало неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о взыскании задолженности на срок более тридцати рабочих дней (пп. 7 ч. 4 ст. 13 230-ФЗ), либо данные факты появились после заключения с ним трудового договора? И на каких основаниях можно осуществить увольнение в данной ситуации?
Одно из наиболее проблемных новых требований к сотрудникам коллекторских агентств - отсутствие неисполненного судебного решения в течение 30 дней за последние 3 года, в том числе по алиментам, налогам и т.д. Прямой нормы, позволяющей уволить сотрудника на основании наличия подобных задолженностей в Трудовом кодексе нет, и подобная судебная практика в России отсутствует, т.к. данное профессиональное требование является уникальным. Поэтому участники рынка, входящие в госреестр коллекторских агентств, столкнулись с трудностями при выполнения этой нормы отраслевого закона.
В ответном письме Минтруда даются достаточно четкие рекомендации по поведению работодателя в данной ситуации. В нем указано, что если работники не соответствуют требованиям статьи 13 закона 230-ФЗ, работодателю следует расторгнуть с ними трудовой договор по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса, в случае, если трудовые отношения с ними возникли ранее установленных законодательством ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Этот пункт содержит основание для увольнения «возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности».
Также в письме Минтруда отмечено, что в случае заключения трудовых договоров в нарушение установленных законом 230-ФЗ правил, они могут быть прекращены в соответствии с абзацем шестым части первой статьи 84 Кодекса. В этом абзаце содержится основание для увольнения «заключение трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности».
В письме отмечено, что мнение Минтруда России по вопросу, содержащемуся в обращении НАПКА, не является разъяснением и нормативным правовым актом. Тем не менее, оно может стать правовым ориентиром для участников рынка.
Борис Воронин, директор НАПКА: «Эта проблема касается очень небольшого количества сотрудников коллекторских агентств, менее 1%, однако она достаточно тревожна для рынка. Если работники агентства не соответствуют требованиям отраслевого закона, это может привести к применению в отношении такого юридического лица административного наказания со стороны регулятора, а также, при определенных обстоятельствах, к исключению из государственного реестра и остановке деятельности. Если раньше работодатель мог только уговаривать сотрудника ликвидировать задолженность или уволиться по собственному желанию, теперь у него есть рекомендованные Минтруда основания для увольнения. Скорее всего, в реальности уволенных сотрудников коллекторских агентств в ближайшие месяцы будет не так много, но доступность соответствующей записи в трудовые книжки значительно снизит риски работодателей при наборе персонала».
Вместе с тем, отмечает Борис Воронин, Минтруд не ответил на ряд других вопросов, заданных в обращении НАПКА. В частности, о разграничении требований к различным категориям работников. Например, из текста закона неясно, относятся ли требования ч. 4 ст. 13 к рядовым сотрудникам, или только к руководству - членам совета директоров и исполнительных органов агентств. Часть требований относится к работникам, к функциям которых отнесено непосредственное взаимодействие с должником (ч. 6 ст. 13 Закона), однако закон не конкретизирует это понятие. Для устранения этих и других терминологических недостатков 230-ФЗ потребуется внесение поправок в отраслевой закон.
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) - крупнейшее профобъединение российской отрасли взыскания, создано в 2007 году. Объединяет около 40 коллекторских агентств. НАПКА - единственное профобъединение коллекторского рынка, которое контролирует методы работы своих членов. На сайте НАПКА ведется прием жалоб от населения на действия коллекторских агентств, в Ассоциации действует Контрольный комитет, который уполномочен проводить проверки деятельности компаний, входящих в Ассоциацию, на основании таких жалоб или по факту публикаций в СМИ.
Одно из наиболее проблемных новых требований к сотрудникам коллекторских агентств - отсутствие неисполненного судебного решения в течение 30 дней за последние 3 года, в том числе по алиментам, налогам и т.д. Прямой нормы, позволяющей уволить сотрудника на основании наличия подобных задолженностей в Трудовом кодексе нет, и подобная судебная практика в России отсутствует, т.к. данное профессиональное требование является уникальным. Поэтому участники рынка, входящие в госреестр коллекторских агентств, столкнулись с трудностями при выполнения этой нормы отраслевого закона.
В ответном письме Минтруда даются достаточно четкие рекомендации по поведению работодателя в данной ситуации. В нем указано, что если работники не соответствуют требованиям статьи 13 закона 230-ФЗ, работодателю следует расторгнуть с ними трудовой договор по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса, в случае, если трудовые отношения с ними возникли ранее установленных законодательством ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. Этот пункт содержит основание для увольнения «возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности».
Также в письме Минтруда отмечено, что в случае заключения трудовых договоров в нарушение установленных законом 230-ФЗ правил, они могут быть прекращены в соответствии с абзацем шестым части первой статьи 84 Кодекса. В этом абзаце содержится основание для увольнения «заключение трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности».
В письме отмечено, что мнение Минтруда России по вопросу, содержащемуся в обращении НАПКА, не является разъяснением и нормативным правовым актом. Тем не менее, оно может стать правовым ориентиром для участников рынка.
Борис Воронин, директор НАПКА: «Эта проблема касается очень небольшого количества сотрудников коллекторских агентств, менее 1%, однако она достаточно тревожна для рынка. Если работники агентства не соответствуют требованиям отраслевого закона, это может привести к применению в отношении такого юридического лица административного наказания со стороны регулятора, а также, при определенных обстоятельствах, к исключению из государственного реестра и остановке деятельности. Если раньше работодатель мог только уговаривать сотрудника ликвидировать задолженность или уволиться по собственному желанию, теперь у него есть рекомендованные Минтруда основания для увольнения. Скорее всего, в реальности уволенных сотрудников коллекторских агентств в ближайшие месяцы будет не так много, но доступность соответствующей записи в трудовые книжки значительно снизит риски работодателей при наборе персонала».
Вместе с тем, отмечает Борис Воронин, Минтруд не ответил на ряд других вопросов, заданных в обращении НАПКА. В частности, о разграничении требований к различным категориям работников. Например, из текста закона неясно, относятся ли требования ч. 4 ст. 13 к рядовым сотрудникам, или только к руководству - членам совета директоров и исполнительных органов агентств. Часть требований относится к работникам, к функциям которых отнесено непосредственное взаимодействие с должником (ч. 6 ст. 13 Закона), однако закон не конкретизирует это понятие. Для устранения этих и других терминологических недостатков 230-ФЗ потребуется внесение поправок в отраслевой закон.
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) - крупнейшее профобъединение российской отрасли взыскания, создано в 2007 году. Объединяет около 40 коллекторских агентств. НАПКА - единственное профобъединение коллекторского рынка, которое контролирует методы работы своих членов. На сайте НАПКА ведется прием жалоб от населения на действия коллекторских агентств, в Ассоциации действует Контрольный комитет, который уполномочен проводить проверки деятельности компаний, входящих в Ассоциацию, на основании таких жалоб или по факту публикаций в СМИ.
Другие новости