Проект Федерального закона «О коллекторской деятельности» был обнародован на прошлой неделе. Считаем необходимым довести до сведения профессионального сообщества и широкой общественности мнение экспертов коллекторского рынка, компаний- учредителей НАПКА.
Указанный законопроект представляет собой ряд законодательных инициатив и предложений, изложенных скорее в форме концепции, нежели в форме готового законодательного акта. Он требует существенных поправок и дополнений по существу, так как в представленном виде не учитывает логику развития коллекторского бизнеса и не способствует дальнейшему укреплению цивилизованного рынка коллекторских услуг в России.
Во-первых, объектом регулирования законопроекта выступает коллекторская деятельность, при чем это понятие существенно сужено. Фактически, внутренние службы банков и компаний - кредиторов, а также юридические и другие компании, осуществляющие по сути деятельность по взысканию задолженности, выпадают из сферы работы настоящего закона, а следовательно на них не распространяются жесткие стандарты, вводимые для регулирования всей отрасли.
Во-вторых, в соответствии с законопроектом, оказывать коллекторские услуги могут как юридические, так и физические лица. При этом, в законопроекте не предусмотрена специальная ответственность физического лица - коллектора, что может повлечь злоупотребление предоставленными правами. Представляется невозможным, что физическое лицо сможет обеспечивать должную степень защиты конфиденциальности данных, передаваемых кредитором, рыночный уровень возврата, требующий серьезной профессиональной подготовки и материальной базы, страхование профессиональной ответственности. Появление физического лица - коллектора представляет собой угрозу для всего рынка: его работу невозможно постоянно контролировать. Результатом могут быть не только финансовые потери и утечка конфиденциальной информации, но и прямая угроза должнику, что немедленно повлечет за собой репутационные потери клиента. Возможность присвоения частным лицам статуса коллектора неминуемо приведет к резкому снижению качества коллекторских услуг и падению доверия к участникам российского рынка – от этого пострадают все, особенно небольшие и только что вышедшие на рынок компании.
Считаем правильным выделить в качестве субъекта коллекторской деятельности (то есть наделить правом оказывать коллекторские услуги) юридическое лицо и прописать четкие требования к нему, гарантирующие защиту персональных данных, высокое качество работы, отсутствие репутационных рисков клиента. Юридическое лицо, оказывающее коллекторские услуги, должно быть:
- зарегистрировано в надлежащем порядке;
- с определенным размером уставного капитала (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств на основе экспертной оценки предлагает установить его размер не менее 1 миллиона рублей);
- наделено правами по осуществлению коллекторской деятельности (в широком значении);
- несущим расширенную материальную ответственность (страхование профессиональной деятельности);
- отвечающим требованиям законодательства в области хранения, защиты и обработки персональных данных;
- имеющим в штате определенное число сотрудников, имеющих соответствующий профессиональный опыт и квалификацию;
- входящее в Ассоциацию коллекторских организаций.
В-третьих, считаем необходимым закрепить в законопроекте права должников – на данный момент они не урегулированы. Исчерпывающий перечень прав должников, получивший одобрение профессионального сообщества, содержится в Хартии профессиональных коллекторских агентств Российской Федерации. В ее подписании 26 мая 2007 года приняли участие представители крупнейших российских и зарубежных коллекторских агентств.
В-четвертых, указанный выше законопроект запрещает принимать коллекторскому агентству наличные денежные средства от должника в счет погашения долга. Однако, в целях расширения доступа должников к каналам платежей и укрепления их прав, считаем необходимым предоставить право коллекторскому агентству принимать деньги от должников в счет погашения задолженности перед кредитором как в безналичном порядке, так и наличными, при условии соблюдения всех требований к работе с денежными средствами.
В-пятых, представленный законопроект дает возможность коллекторскому агентству по своему усмотрению выбирать Саморегулируемую организацию коллекторов (СОК), членство в которой обязательно для получения статуса коллекторского агентства. Отсюда следует, что организация, решившая оказывать коллекторские услуги и вовсе не отвечающая современным требованиям, предъявляемым к профессиональным коллекторским агентствам, может выбрать любую ассоциацию, чьим критериям она соответствует, и, таким образом, стать участником рынка взыскания долгов. Считаем такую ситуацию неприемлемой. Считаем правильным четко определить требования к СРО, которая будет по ясным критериям устанавливать соответствие организации статусу коллекторского агентства.
Дополнительно, считаем правильным закрепить в законопроекте следующие положения:
- четкое описание взаимоотношений между должником и коллекторским агентством,
- возможность коллекторского агентства не только обрабатывать, но и хранить персональные данные,
- возможность предоставлять и получать информацию в бюро кредитных историй,
- возможность коллекторского агентства осуществлять запросы в компетентные органы, право получать информацию по таким запросам,
- возможность коллекторского агентства организовывать торги по реализации заложенного имущества.
Также в свете разрабатываемого законопроекта «о банкротстве физических лиц» считаем необходимым предусмотреть право коллекторского агентства на осуществление процедуры «оздоровления» должника, то есть разработки плана реструктуризации задолженности в досудебном порядке.
Указанный законопроект представляет собой ряд законодательных инициатив и предложений, изложенных скорее в форме концепции, нежели в форме готового законодательного акта. Он требует существенных поправок и дополнений по существу, так как в представленном виде не учитывает логику развития коллекторского бизнеса и не способствует дальнейшему укреплению цивилизованного рынка коллекторских услуг в России.
Во-первых, объектом регулирования законопроекта выступает коллекторская деятельность, при чем это понятие существенно сужено. Фактически, внутренние службы банков и компаний - кредиторов, а также юридические и другие компании, осуществляющие по сути деятельность по взысканию задолженности, выпадают из сферы работы настоящего закона, а следовательно на них не распространяются жесткие стандарты, вводимые для регулирования всей отрасли.
Во-вторых, в соответствии с законопроектом, оказывать коллекторские услуги могут как юридические, так и физические лица. При этом, в законопроекте не предусмотрена специальная ответственность физического лица - коллектора, что может повлечь злоупотребление предоставленными правами. Представляется невозможным, что физическое лицо сможет обеспечивать должную степень защиты конфиденциальности данных, передаваемых кредитором, рыночный уровень возврата, требующий серьезной профессиональной подготовки и материальной базы, страхование профессиональной ответственности. Появление физического лица - коллектора представляет собой угрозу для всего рынка: его работу невозможно постоянно контролировать. Результатом могут быть не только финансовые потери и утечка конфиденциальной информации, но и прямая угроза должнику, что немедленно повлечет за собой репутационные потери клиента. Возможность присвоения частным лицам статуса коллектора неминуемо приведет к резкому снижению качества коллекторских услуг и падению доверия к участникам российского рынка – от этого пострадают все, особенно небольшие и только что вышедшие на рынок компании.
Считаем правильным выделить в качестве субъекта коллекторской деятельности (то есть наделить правом оказывать коллекторские услуги) юридическое лицо и прописать четкие требования к нему, гарантирующие защиту персональных данных, высокое качество работы, отсутствие репутационных рисков клиента. Юридическое лицо, оказывающее коллекторские услуги, должно быть:
- зарегистрировано в надлежащем порядке;
- с определенным размером уставного капитала (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств на основе экспертной оценки предлагает установить его размер не менее 1 миллиона рублей);
- наделено правами по осуществлению коллекторской деятельности (в широком значении);
- несущим расширенную материальную ответственность (страхование профессиональной деятельности);
- отвечающим требованиям законодательства в области хранения, защиты и обработки персональных данных;
- имеющим в штате определенное число сотрудников, имеющих соответствующий профессиональный опыт и квалификацию;
- входящее в Ассоциацию коллекторских организаций.
В-третьих, считаем необходимым закрепить в законопроекте права должников – на данный момент они не урегулированы. Исчерпывающий перечень прав должников, получивший одобрение профессионального сообщества, содержится в Хартии профессиональных коллекторских агентств Российской Федерации. В ее подписании 26 мая 2007 года приняли участие представители крупнейших российских и зарубежных коллекторских агентств.
В-четвертых, указанный выше законопроект запрещает принимать коллекторскому агентству наличные денежные средства от должника в счет погашения долга. Однако, в целях расширения доступа должников к каналам платежей и укрепления их прав, считаем необходимым предоставить право коллекторскому агентству принимать деньги от должников в счет погашения задолженности перед кредитором как в безналичном порядке, так и наличными, при условии соблюдения всех требований к работе с денежными средствами.
В-пятых, представленный законопроект дает возможность коллекторскому агентству по своему усмотрению выбирать Саморегулируемую организацию коллекторов (СОК), членство в которой обязательно для получения статуса коллекторского агентства. Отсюда следует, что организация, решившая оказывать коллекторские услуги и вовсе не отвечающая современным требованиям, предъявляемым к профессиональным коллекторским агентствам, может выбрать любую ассоциацию, чьим критериям она соответствует, и, таким образом, стать участником рынка взыскания долгов. Считаем такую ситуацию неприемлемой. Считаем правильным четко определить требования к СРО, которая будет по ясным критериям устанавливать соответствие организации статусу коллекторского агентства.
Дополнительно, считаем правильным закрепить в законопроекте следующие положения:
- четкое описание взаимоотношений между должником и коллекторским агентством,
- возможность коллекторского агентства не только обрабатывать, но и хранить персональные данные,
- возможность предоставлять и получать информацию в бюро кредитных историй,
- возможность коллекторского агентства осуществлять запросы в компетентные органы, право получать информацию по таким запросам,
- возможность коллекторского агентства организовывать торги по реализации заложенного имущества.
Также в свете разрабатываемого законопроекта «о банкротстве физических лиц» считаем необходимым предусмотреть право коллекторского агентства на осуществление процедуры «оздоровления» должника, то есть разработки плана реструктуризации задолженности в досудебном порядке.
Другие новости