15.11.2019
2020: вызов для взыскателей долгов
Тема Всероссийской Конференции «Осень НАПКА 2019» говорила сама за себя – «Вызов 2020: всё изменится во взыскании для банков, МФО и коллекторов». Чтобы обсудить грядущие перемены с участием регуляторов, представители рынка собрались 14 ноября в Согласие Hall.

Первую сессию «Всё регулирование изменится уже в 2020 г.» модерировал президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.

Новый закон – новая должность
Иван Николаев, начальник Управления организации ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Федеральной службы судебных приставов (ФССП России), признал, что его должность «звучит длинно». «Наверно, рецептом будет скорейшее принятие нового закона, и название моей должности тоже поменяется», - сказал Иван Николаев.

Представитель ФССП напомнил, что законопроект о внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагает увеличить срок давности привлечения к ответственности по ст. 14.57 КоАП до двух лет. «Думаю, мы придём к взаимопониманию по этому вопросу», - заверил Николаев.

Другой законопроект предусматривает выравнивание ответственности лиц, включённых в реестр ФССП, и лиц, не включенных в него (то есть коллекторов с одной стороны и банков, МФО – с другой). Кроме того, на днях в Госдуму был внесён проект изменений в ст. 9 230-ФЗ.

- Основные положения 230-ФЗ сохранятся, - подытожил обзор законопроектной деятельности Иван Николаев.

Количество жалоб на нарушения при взыскании просроченной задолженности продолжает расти, сообщил он. Увеличивается количество жалоб на микрофинансовые организации (более половины обращений по итогам 9 месяцев 2019 года). Грубые нарушения чаще выявляются в деятельности организаций, которых нет в реестре, добавил Иван Николаев.

Должен денег? Ничего!
Олег Зайцев, доцент кафедры общих проблем гражданского права Российской школы частного права, признался, что ему, как одному из разработчиков 230-ФЗ, «очень больно смотреть, как его применяют».

- Фундаментальная идеология – личные права важнее имущественных. Кредитор может предлагать должнику взаимодействовать, но требовать этого он не может. Должник не обязан поднимать трубку и разговаривать, - описал своё видение ситуации Олег Зайцев.

- Обычно меня спрашивают: «А ничего что он должен денег?». Отвечаю крупными буквами: «НИЧЕГО». Он должен денег, это правда. Но он не должен свою личную жизнь, - продолжал провоцировать зал Олег Зайцев.

- Кроме того, у нас есть мощное лобби ЖКХ, на них 230-ФЗ не распространяется. Даже в том случае, если они пришли к профессиональным коллекторам (летом они эту чудовищную поправку продавили), - добавил Олег Зайцев.

По мнению эксперта, понятие «робота-коллектора» не нужно отдельно прописывать в законе, поскольку с точки зрения права звонок робота ничем не отличается от звонка человека.

Соседи по реестру
Станислав Куркин, директор Юридического департамента «Сентинел Кредит Менеджмент» выразил надежду, что банки и МФО скоро станут «соседями по реестру ФССП».

- Мы полагали, что если закон несовершенен, то судебная практика и здравый смысл расставят всё по своим местам, - сказал Куркин. – Но с течением времени стало ясно, что мы ошибались.

Различные суды выносят противоречащие друг другу решения, пояснил эксперт. Более того, судебная практика носит «репрессивную направленность» по отношению к юридическим лицам. К профессиональным взыскателям применено 398 штрафных санкций в размере от 50 до 500 тысяч рублей. «Идя в суд, фактически мы на себе несём ярлык «виновен», - считает Станислав Куркин.

Самый распространённый вид нарушения, которое вменяется коллекторам, – это превышение интенсивности телефонных переговоров.

Нарушение при взыскании: откуда ноги растут
- Требования ко всем лицам, которые осуществляют взыскание просроченной задолженности, должны быть идентичны, - сказала Ольга Шеховцова, заместитель начальника управления поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.

В Банк России в январе-сентябре 2019 года поступило 10,5 тысяч жалоб по вопросу взыскания просроченной задолженности. В частности, около половины всех жалоб на МФО связаны именно с вопросами взыскания (правда, их доля со временем сокращается). «Стандартная проблема – заявитель не всегда понимает, кто с ним взаимодействует, с кем он заключил договор», - пояснила Шеховцова. По результатам расследования часто выясняется, что с должником общался не кредитор, а профессиональный коллектор или же нелегальный взыскатель.

По словам Ольги Шеховцовой, сейчас Банк России проводит работу по унификации положений Стандарта взыскания просроченной задолженности всеми саморегулируемыми организациями МФО.

Звонок робота = звонок оператора?
Евгения Уткина, руководитель правового управления АктивБизнесКонсалт (АБК), осветила «нестандартные случаи» привлечения к ответственности по 230-ФЗ. Например, если взыскатель совершает в месяц более 8 звонков должнику, учитывая записанные голосовые сообщения, суд признаёт, что взыскатель совершал психологическое давление.

Илья Шиян, сооснователь компании «Квинт» (производителя роботов), заявил, что полностью приравнивать звонок робота к звонку человека нельзя. Открытым остаётся вопрос, должен ли робот представляться (то есть изначально идентифицировать себя как робота), если это снижает эффективность звонка на 80%? Факт остаётся фактом – люди не хотят общаться с роботом.

«Цифры приятные»
Виктор Семендуев, старший вице-президент "Кредитэкспресс Финанс", вёл вторую сессию «Расцвет аутсорсинга с 2020 года».

Начальник отдела исследований компании EOS Иван Комиссаров в цифрах охарактеризовал рынок аутсорсинга. За 9 месяцев 2019 года объём первичного размещения достиг 453 млрд рублей, прибавив 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средний размер долга снизился до 58,5 тыс. рублей.

- Цифры приятные. Рынок розничного кредитования растёт несмотря на те меры, которые предпринимаются по охлаждению рынка, - прокомментировал Комиссаров.

Доля «старых» долгов (с просрочкой более 720 дней) уменьшается.

За 9 месяцев 2019 года выросла доля кредитных карт и автокредитов. «Будущее передачи – за кредитными картами», - сказал Иван Комиссаров.

Эффективность взыскания долгов тоже увеличилась. Процент взыскания на горизонте 3 месяцев при первом размещении вырос до 4,4%.

- Объём передаваемых долгов в 2020 году будет крайне сильно зависеть от политики банков, - добавил Иван Комиссаров, имея в виду политику ЦБ по ограничению необеспеченных кредитов.

Аутсорс и inhouse – единое целое
Виктор Семендуев отметил, что в сфере взыскания кредитные организации всё чаще выбирают аутсорсинг, а не inhouse. «Пилоты» проводятся на всё более ранних стадиях. При этом над проблемой демпинга в процессе тендеров ещё предстоит работать, заверил Семендуев. Докладчик призвал банки и МФО помнить о необходимости индексации цен на услуги коллекторов.

- У каждого кредитора есть портфель, который необходимо просуживать, - сказал генеральный директор «Агенства Судебного Взыскания» Максим Богомолов.

Агентство работает над каждым таким портфелем (не менее 1000 кейсов) в среднем около двух лет.

60% исполнительных документов ФССП уже получает в электронном виде и 40% - в бумажном, рассказал Игорь Тимошенко, руководитель управления принудительного взыскания «АБК». Докладчик представил суперсервис «Цифровое исполнительное производство».

Павел Кладовиков, директор департамента взыскания «Смсфинанс», отметил, что внутренний коллекшн и аутсорс – это «единое целое» - две модели, которые друг друга прекрасно дополняют. При этом он согласился с тенденцией «омоложения» долгов, передаваемых профессиональным взыскателям.

Технологии: страшные и не очень
Участники конференции попытались заглянуть в будущее на сессии «Успешные практики и технологии взыскания для 2020 года», которую модерировал Павел Михмель, генеральный директор ПКБ. Григорий Попов, руководитель IT проектов АБК, рассказал о сервисе, позволяющем распознать семь видов эмоций должника.

Екатерина Малетина, директор по продажам компании CSBI («Компьютерные Системы Для Бизнеса»), рассказала о роботах, которые могут писать письма, собирать данные, передавать информацию между подразделениями компании и т.д.

Илья Шиян продемонстрировал залу работу нескольких роботов, и рассказал о тех из них, которые синтезируют голоса.

- Если вы хотите, чтобы робот вдруг заговорил вашим голосом, это возможно. Это страшная технология, на самом деле, но она есть, - прокомментировал спикер.

Роботы эффективны с точки зрения сохранения репутации коллекторской компании, потому что они действуют по четко заданному скрипту, напомнил Илья Шиян.

Денис Калугин, генеральный директор сервиса Интеллектуальных SMS С2О, представил технологии работы с «социофобами» - клиентами, которые не хотят говорить ни с роботом, ни с человеком. 7,3% посетителей сервиса C2O сразу оплатили долг, заверил Калугин.

Павел Михмель сообщил, что в конце прошлого года компания ПКБ перешла на новую бизнес-модель - продажу комфортных индивидуальных предложений (рефинансирования) клиентам. В результате за год количество платящих клиентов увеличилось в два с половиной раза. При этом компания возлагает надежды на физическую сетку, которая охватывает 25 тысяч населённых пунктов. «Пришёл, красиво выглядишь - это уже 25% успеха», - пошутил Павел Михмель.

Александр Данилов, гендиректор Debex, презентовал платформу, представляющую собой онлайн-аукцион долгов.

- В России продажа «вторички» - пока экзотика. А в штатах долги перепродаются по 5-6 раз, -прокомментировал Данилов.

Генеральный директор агентства ЭОС Антон Дмитраков продолжил тему электронных аукционов, отметив важность интеграции подобных сервисов с рейтингами бюро кредитных историй.

В дискуссии на тему продажи долгов «с молотка» также приняли участие представители компании Prisma и Объединённого кредитного бюро.

Материалы конференции по ссылке - https://cloud.mail.ru/public/2qAR/39QndWG6G.

https://www.finversia.ru/news/events/2020-vyzov-dlya-vzyskatelei-dolgov-66222
Поделиться
Другие новости
14.11.2025
Новые ассоциированные партнеры
В состав Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств приняты два новых ассоциированных партнера
Подробнее
13.11.2025
В Москве завершил свою работу IX Съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Раз в пять лет делегаты со всего мира съезжаются на мероприятие, чтобы обсудить проблемы отечественного бизнеса, а также сформировать стратегию развития и орг...
Подробнее
VI круглый стол Комитета по агентскому бизнесу: как это было
07.11.2025
VI круглый стол Комитета по агентскому бизнесу: как это было
Состоялся VI круглый стол Комитета по агентскому бизнесу Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств.
Подробнее
31.10.2025
160 лет со дня образования службы судебных приставов Российской Федерации
Герои сериала «Кредитные истории» и Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств поздравляют...
Подробнее
31.10.2025
Сериал о профессии коллектора «Кредитные истории»
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств представляет сериал о профессии коллектора «Кредитные истории».
Подробнее
27.10.2025
Заседание коллегии Минюста России по вопросу возврата просроченной задолженности
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств приняла участие в заседании коллегии Минюста России по вопросу «О состоянии работы в сфере дея...
Подробнее