Позиция НАПКА по ЗКП о внесении изменений в 230-ФЗ
Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации
Комитет по финансовому рынку
Председателю Комитета А.Г. Аксакову
Адрес: 103265, г. Москва, Георгиевский
пер., д.2
Исх. номер 133
Дата 19.10.2022
Уважаемый Анатолий Геннадьевич!
Саморегулируемая организация «Национальная Ассоциация
Профессиональных Коллекторских агентств» (далее – Ассоциация) является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами для регулирования деятельности своих членов в сфере оказания услуг по возврату задолженности. Основными целями деятельности Ассоциации является содействие развитию цивилизованного рынка услуг по взысканию просроченной задолженности, защита прав и законных интересов членов Ассоциации, а также поддержка и продвижение законодательных инициатив, направленных на совершенствование законодательства Российской
Федерации в сфере услуг по взысканию просроченной задолженности.
02 сентября 2022 года в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации внесен проект федерального закона № 190070-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных
интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату
просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - законопроект), который предполагает реформирование нормативно-правового регулирования в сфере деятельности по внесудебному возврату просроченной задолженности физических лиц.
Законопроект был разработан во исполнение абзаца второго подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, от 17.05.2019 № Пр-853.
Первоначальная версия законопроекта была опубликована на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов
(https://regulation.gov.ru/projects#npa=102625) 04.07.2020 года.
В соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по
реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденным
Правительством Российской Федерации 29.05.2019 № 4714п-П36, федеральные законы, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне, должны были быть внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в марте 2020 года.
Однако законопроект неоднократно дорабатывался Министерством юстиции Российской Федерации, в том числе, в связи с получением замечаний от Рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере
коллекторской деятельности, образованной в соответствии с Протоколом
совещания Директора Департамента регуляторной политики Правительства
Российской Федерации Е.А. Салугиной-Сороковой «О формировании рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере
«Коллекторская деятельность» (Протокол № П36-111в от 23.08.2019),
сопредседателями которой являются Директор Федеральной службы судебных
приставов - главный судебный пристав Российской Федерации Д.В. Аристов (от
федеральных органов исполнительной власти) и Президент СРО «НАПКА»
Э.О. Мехтиев (от бизнеса). В настоящее время данная Рабочая группа
преобразована в Рабочую группу «Коллекторская деятельность» при
подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и
разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при
Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Доработанная версия законопроекта рассматривалась на согласительном
совещании у статс-секретаря – заместителя Министра юстиции РФ А.В.
Логинова (Протокол от 11.09.2020 года), после чего законопроект был
согласован Рабочей группой от экспертного и делового сообщества по
реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере коллекторской
деятельности (Протокол № 20 от 29.09.2020 года).
В итоге финальная версия законопроекта содержала концепцию такого
усовершенствования нормативного правового регулирования деятельности по
внесудебному возврату просроченной задолженности физических лиц, которое,
с одной стороны, направлено на сокращение регуляторной нагрузки на рынок
возврата просроченной задолженности за счет исключения избыточных
требований, с другой стороны, обеспечивает защиту прав граждан – должников,
и была одобрена на заседании Подкомиссии по совершенствованию
контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов
исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению
административной реформы (Протокол № 35 от 23.09.2020 года).
Однако версия законопроекта, поступившая на рассмотрение в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации,
существенно отличается от версии, доработанной при участии Рабочей группы
по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере коллекторской
деятельности. При этом необходимо отметить, что внесение новых изменений
без учета мнения представителей финансового рынка приведет к
возникновению пробелов и неточностей норм, которые по-прежнему будут
порождать противоречивую административную и судебную практику и
способствовать возникновению ситуаций правовой неопределенности как для
рынка взыскания, так и для граждан - потребителей.
По мнению Ассоциации, предлагаемая редакция законопроекта содержит в
себе существенные риски, влияющие как на права кредиторов и должников, а
именно:
1) Отсутствуют определения понятий «телефонных переговоров»,
«голосовых сообщений», как способов взаимодействия, применяемых при
осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, для
которых установлены различные количественные ограничения. При этом на
практике указанные виды взаимодействия не всегда можно отличить друг от
друга, в связи с чем организации, не допустившие правонарушения,
привлекаются к административной ответственности;
2) Возможности отправки должнику информации, предусмотренной
требованиями законодательства через Единый портал государственных услуг
(ЕПГУ) сильно ограничены. Установленные законопроектом условия могут
возложить на кредиторов и их представителей существенные расходы и (или)
привести к невозможности использования данного способа взаимодействия и
поэтому требуют уточнения;
3) Измененные нормы законопроекта, регулирующие избыточную
обязанность кредитора по внесению сведений о привлечении иного лица для
взаимодействия с должником, включая информацию, относящуюся к должнику,
в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах
деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных
субъектов экономической деятельности (Федресурс), требуют корректировки,
поскольку не согласованы между собой, при этом необходимо учитывать, что
по данным рынка за время существования указанной нормы для пользования
сервисом было выполнено около 100 тыс. входов в систему, что составляет
0,33% от количества всех долгов, переданных привлеченным лицам для
осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, т. е.
данная обязанность не достигает цели информирования должника о
привлечении иного лица для взаимодействия с ним;
4) Законопроектом предусмотрены возможности использования
современных технологий, однако нормы, уточняющие порядок их
использования, препятствуют их развитию, например, законопроект
конкретизирует возможность использования автоматизированного
интеллектуального агента при взаимодействии с должником, однако в то же
время накладывает обязанность по раскрытию должнику информации о том,
что с ним взаимодействует искусственный интеллект, что не позволит
осуществлять его широкое использование;
5) Из законопроекта исключены нормы, конкретизирующие возможность
использования альфанумерических имен при отправке сообщений должникам,
что зачастую рассматривается как сокрытие номера телефона, с которого
отправляется сообщение должнику, даже при наличии в тексте сообщения
имени отправителя и номера телефона, при этом не учитывается тот факт, что
сообщения могут быть отправлены не только посредством телефонной связи (с
использованием телефонного номера), но и посредством сети «Интернет» (без
выделения телефонных номеров);
6) Не изменены формы (бумажная и электронная) и срок (3 года) хранения
информации и документов, подтверждающих взаимодействие с должником, с
учетом того, что на основании сложившейся судебной практики срок давности
привлечения к административной ответственности по статье 14.57 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях составляет
один год1;
7) Не изменен перечень информации и документации, подаваемой
профессиональными коллекторскими организациями для вступления в
государственный реестр ФССП России несмотря на то, что он был сокращен в
рамках модернизации разрешительной деятельности, организованной при
подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и
разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при
Правительственной комиссии по проведению административной реформы;
8) Не учтены согласованные предложения относительно оснований и
порядка ограничения кредиторов и их представителей в осуществлении
отдельных способов взаимодействия и исключения профессиональных
коллекторских организаций из государственного реестра, кредитных и
микрофинансовых организаций из соответствующего перечня, что приводит к
правовой неопределенности, и другое.
На основании изложенного, просим рассмотреть предложения Ассоциации
по его доработке, указанные в Приложении к настоящему письму, и учесть их
при дальнейшем рассмотрении законопроекта.
Приложение:
Перечень изменений в проект Федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при
осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон «О кредитных историях» на 43 листах.
Президент СРО «НАПКА»,
Сопредседатель Рабочей группы
«Коллекторская деятельность» при
подкомиссии по совершенствованию
контрольных (надзорных) и
разрешительных функций
федеральных органов
исполнительной власти при
Правительственной комиссии по
проведению административной
реформы
Э.О. Мехтиев