Отправить обращение
Мораторий на банкротство_Совет Федерации РФ

Мораторий на банкротство_Совет Федерации РФ


Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
Заместителю Председателя Совета
Федерации Н.А. Журавлеву
Адрес: 103265, г. Москва, Георгиевский
пер., д.2

Исх. номер 50
Дата 06.04.2022

Уважаемый Николай Андреевич!
Саморегулируемая организация «Национальная Ассоциация
Профессиональных Коллекторских агентств» (далее – СРО «НАПКА»,
Ассоциация) является основанной на членстве некоммерческой организацией,
учрежденной юридическими лицами для регулирования деятельности своих
членов в сфере оказания услуг по возврату просроченной задолженности.
28.03.2022 Правительством Российской Федерации принято
Постановление № 497, в соответствии с которым с 01.04.2022 вводится
мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым
кредиторами, в отношении всех юридических лиц и граждан, в том числе
индивидуальных предпринимателей, за исключением должников, являющихся
застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
включенных в единый̆ реестр проблемных объектов. При этом в соответствии
с пп. 4 п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)» на срок действия моратория в отношении
должников, на которых он распространяется, приостанавливается
исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям,
возникшим до введения моратория.
Поддерживая в целом принятый Правительством Российской Федерации
мораторий на банкротство, Ассоциация считает избыточными последствия
в виде приостановления исполнительных производств, установленных
в пп. 4 п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)», создающие неравные условия для субъектов
экономики. Приостановление исполнительных производств на 6 месяцев
приведет к снижению финансовой устойчивости, а в ряде случаев и
банкротству крупнейших кредиторов в стране (кредитных и иных финансовых
организаций, в том числе и профессиональных взыскателей):
 объем кредитования физических лиц достигает 20 трлн. рублей,
объем просроченной задолженности граждан перед кредитными
организациями составляет 1 трлн. рублей, объем дебиторской
задолженности, находящейся в портфелях у юридических лиц,
осуществляющих возврат просроченной задолженности, составляет
2 трлн. рублей, объем перечислений от ФСПП России в рамках
исполнительных производств, которые будут приостановлены
в связи с введением моратория на банкротство, составляет более
120 млрд. рублей в год;
 поступления денежных средств, взысканных в рамках
исполнительных производств, составляют от 60 до 80% доходов
компаний, осуществляющих возврат просроченной задолженности,
приостановление исполнительных производств приведет к
невозможности исполнять ими свои обязательства (в том числе
выплачивать заработную плату, налоги и иные обязательные
платежи в бюджет РФ);
 по данным Ассоциации за 2021 год для финансирования собственной
деятельности юридические лица, осуществляющие возврат
просроченной задолженности, привлекли около 19 млрд. рублей,
14 млрд. рублей из которых составили заемные средства кредитных
организаций, приостановление исполнительных производств сделает
невозможным исполнение своих обязательств по обслуживанию
кредитных линий, что приведет к возникновению у кредитных
организаций существенных убытков;
 по данным СРО «НАПКА» крупные компании, осуществляющие
возврат просроченной задолженности, выпустили биржевые
облигации, держателями которых являются как физические лица, так
и кредитные организации, на сумму 3,8 млрд. рублей,
приостановление исполнительных производств повлечет дефолт
по этим обязательствам, что приведет к нарушению прав держателей
соответствующих ценных бумаг;
 в целях сокращения рисков нарушения требований Федерального
закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных
интересов физических лиц при осуществлении деятельности
по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений
в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и
микрофинансовых организациях» большинство юридических лиц,
осуществляющих деятельность по возврату просроченной
задолженности, изменяли операционную модель путем сокращения
объемов досудебного (внесудебного) взаимодействия с должниками
– физическими лицами, и увеличения взыскания в судебном порядке
и на стадии исполнительного производства. Последствия моратория
на банкротство в виде приостановления исполнительного
производства приведет к пересмотру компаниями таких бизнесмоделей и потере ранее совершенных в такую деятельность
инвестиций;
 последствия введения моратория в виде прекращения
исполнительных производств приведут к ухудшению финансовой
дисциплины должников: должники, объективно имеющие
возможность исполнять свои обязательства, перестанут это делать
в связи с приостановкой исполнительных производств.
Для устранения возможных негативных последствий «тотального»
моратория на банкротство СРО «НАПКА» предлагает рассмотреть
возможность изменения порядка и условий введения моратория
на возбуждение дел о банкротстве и последствий его введения, предусмотрев:
- введение моратория на банкротство с приостановкой исполнительного
производства в отношении определенной категории лиц, которые реально
пострадали от последствий ограничительных мер экономического характера
(пенсионеры, безработные, многодетные, отдельные пострадавшие отрасли
экономики и проч.) либо
- временную приостановку действия норм пп. 4 п. 3 ст. 9.1 Федерального
закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также
п. 9 ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве», предусматривающих приостановление
исполнительных производств должников, в отношении которых введен
мораторий на банкротство (с учетом вступления в силу с 01.02.2022
Федерального закона от 29 июня 2021 года № 234-ФЗ «О внесении изменений
в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и
Федеральный закон «Об исполнительном производстве», устанавливающего
сохранение ежемесячного дохода должника-гражданина в размере не ниже
величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом
по России).
На основании изложенного, просим принять во внимание описанные
последствия введения ограничений на осуществление участниками
финансового рынка нормальной деятельности, а также рассмотреть и
поддержать предлагаемые Ассоциацией инициативы.

Президент СРО «НАПКА» ____________________ Э.О. Мехтиев
Директор СРО «НАПКА» ____________________ Б.Б. Воронин

Возврат к списку


Видео

Фотогалерея