Мораторий на банкротство_ЦБ


Центральный Банк
Российской Федерации (Банк России)
Председателю Банка России
Набиуллиной Э.С.

Исх. номер 42
Дата – 05.04.2022

Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!
Саморегулируемой организации «Национальная Ассоциация
Профессиональных Коллекторских агентств» (далее – СРО «НАПКА»,
Ассоциация) является основанной на членстве некоммерческой организацией,
учрежденной юридическими лицами для регулирования деятельности своих
членов в сфере оказания услуг по возврату просроченной задолженности,
некоторые из которых являются эмитентами облигаций и иных эмиссионных
ценных бумаг, держателями которых являются российские юридические и
физические лица.
28.03.2022 Правительством Российской Федерации принято
Постановление № 497, в соответствии с которым с 01.04.2022 года вводится
мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым
кредиторами, в отношении всех юридических лиц и граждан, в том числе
индивидуальных предпринимателей, за исключением должников, являющихся
застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
включенных в единый̆ реестр проблемных объектов. При этом в соответствии
с пп. 4 п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» на срок действия моратория в отношении
должников, на которых он распространяется, приостанавливается
исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям,
возникшим до введения моратория.
Поддерживая в целом принятый Правительством РФ мораторий на
банкротство, Ассоциация считает избыточными последствия в виде
приостановления исполнительных производств, установленных в пп. 4 п. 3 ст.
9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)», создающих неравные условия для субъектов
экономики. Приостановление исполнительных производств на 6 месяцев
приведет к снижению финансовой устойчивости, а в ряде случаев и
банкротству крупнейших кредиторов в стране – банков, крупных компаний,
профессиональных взыскателей:
 60-80% выручки профессиональных взыскателей составляют
поступления в рамках исполнительного производства. Потеря такой
доли выручки компании на 6 и более месяцев равнозначно остановке
деятельности и невозможности выполнять свои обязательства перед
контрагентами и сотрудниками;
 по данным Ассоциации за 2021 год для финансирования собственной
деятельности юридические лица, осуществляющие возврат
просроченной задолженности, привлекли около 19 млрд. рублей,
14 млрд. рублей из которых составили заемные средства кредитных
организаций, приостановление исполнительных производств
сделает невозможным исполнение своих обязательств по
обслуживанию кредитных линий, что приведет к возникновению у
кредитных организаций существенных убытков;
 по данным СРО «НАПКА» крупные компании, осуществляющие
возврат просроченной задолженности, выпустили биржевые
облигации, держателями которых являются как физические лица, так
и кредитные организации, на сумму 3,8 млрд. рублей,
приостановление исполнительных производств повлечет дефолт по
этим обязательствам, что приведет к нарушению прав держателей
соответствующих ценных бумаг;
 в целях сокращения рисков нарушения требований Федерального
закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных
интересов физических лиц при осуществлении деятельности по
возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в
Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и
микрофинансовых организациях» большинство юридических лиц,
осуществляющих деятельность по возврату просроченной
задолженности, изменяли операционную модель путем сокращения
объемов досудебного (внесудебного) взаимодействия с должниками
– физическими лицами, и увеличения взыскания в судебном порядке
и на стадии исполнительного производства. Последствия моратория
на банкротство в виде приостановления исполнительного
производства приведет к пересмотру компаниями таких бизнесмоделей и потере ранее сделанных в такую деятельность
инвестиций.
Для преодоления указанных рисков СРО «НАПКА» предлагает
рассмотреть возможность изменения порядка и условий введения моратория на
возбуждение дел о банкротстве и последствий его введения, предусмотрев:
- введение моратория на банкротство с приостановкой исполнительного
производства в отношении определенной категории лиц, которые реально
пострадали от последствий ограничительных мер экономического характера
(пенсионеры, безработные, многодетные, отдельные пострадавшие отрасли
экономики и проч.) либо
- временную приостановку действия норм пп.4 п.3 ст. 9.1 Федерального
закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также
п. 9 ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве», предусматривающих приостановление
исполнительных производств должников, в отношении которых введен
мораторий на банкротство (с учетом вступления в силу с 01.02.2022
Федерального закона от 29 июня 2021 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в
статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и
Федеральный закон «Об исполнительном производстве», предусматривающего
сохранение ежемесячного дохода должника-гражданина в размере не ниже
величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом
по России).
Поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 июля
2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)» целями Банка России является обеспечение стабильности
финансового рынка Российской Федерации, просим учесть описанные
последствия введения ограничений на осуществление участниками
финансового рынка нормальной деятельности и поддержать предлагаемые
инициативы в пределах своей компетенции.

Президент СРО «НАПКА» ____________________ Э.О. Мехтиев
Директор СРО «НАПКА» ____________________ Б.Б. Воронин

Возврат к списку


Видео

Фотогалерея