Письмо в Минцифры_проблемы ЭДО в рамках ИП


Министерство цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций Российской
Федерации
Адрес: 123112, г. Москва, Пресненская наб.,
д.10, стр.2
Первому заместителю министра
цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации
О.Б. Паку
Заместителю министра цифрового
развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации
Д.А. Огуряеву

Исх. номер 103
Дата – 07.10.2021

Саморегулируемая организация «Национальная Ассоциация
Профессиональных Коллекторских агентств» (далее – Ассоциация) является
основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной
юридическими лицами для регулирования деятельности своих членов в сфере
оказания услуг по возврату задолженности. Основными целями деятельности
Ассоциации является содействие развитию цивилизованного рынка услуг по
взысканию просроченной задолженности, защита прав и законных интересов
членов Ассоциации, а также поддержка и продвижение законодательных
инициатив, направленных на совершенствование законодательства Российской
Федерации в сфере услуг по взысканию просроченной задолженности.
В настоящее время члены Ассоциации - юридические лица, включенные в
государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по
возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности,
имеют возможность взаимодействовать с Федеральной службой судебных
приставов (ФССП России) посредством электронного документооборота, в
частности, в целях получения сведений о ходе исполнительных производств,
взыскателями по которым они являются. Такой электронный документооборот
осуществляется через личный кабинет юридического лица Единого портала
государственных и муниципальных услуг и функций (ЕПГУ) для
зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации
(ЕСИА) пользователей, а также путем подключения информационных систем
юридических лиц к Системе межведомственного электронного взаимодействия
(СМЭВ).
Однако в процессе организации электронного взаимодействия с ФССП
России члены Ассоциации отмечают следующие проблемы, которые не
позволяют эффективно использовать предоставленные для повышения
эффективности принудительного взыскания инструменты и достигать такие
цели внедрения электронного документооборота, как упрощение процесса
подачи документов для возбуждения исполнительного производства, а также
ходатайств, заявлений, жалоб в рамках возбужденных исполнительных
производств, повышение осведомленности сторон исполнительного
производства о ходе исполнительного производства, снижение материальных,
трудовых и временных затрат сторон, связанных с отслеживанием информации
о ходе исполнительного производства и др., а именно:
1) ограничение поступающей взыскателям посредством СМЭВ и ЕПГУ
информации о зарегистрированном за должниками имуществе (счетах в
кредитных организациях, транспортных средствах, зарегистрированных в
ГИБДД, недвижимом имуществе, зарегистрированном в Росреестре). Исходя из
пояснений ФССП, предоставленных одному их членов Ассоциации в ответ на
запрос о причинах ограничения информации, нормативные правовые акты,
регламентирующие порядок предоставления государственных услуг в
электронной форме, не возлагают на ФССП России обязанность по
представлению информации об имущественном положении должника. При
этом ФССП России подтверждает, что указанная информация может быть
получена в ведомстве в рамках вида сведений «Обращения, подаваемые в
ФССП России, и результаты их рассмотрения». Однако данное обращение
предполагает необходимость подготовки судебным приставом-исполнителем, в
работе которого находится исполнительное производство, индивидуального
ответа, в то время как предоставление сведений в автоматическом режиме без
участия должностного лица ФССП России существенно сокращает временные
затраты и материальные расходы на информирование взыскателей. Кроме
этого, ФССП России обращает внимание на то, что частью 8 статьи 69
Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном
производстве» установлено положение, согласно которому взыскатель при
наличии у него исполнительного документа с неистекшим сроком
предъявления к исполнению вправе обратиться с заявлением о предоставлении
сведений об имуществе должника в налоговый орган. Однако такой подход
предполагает дублирование одинаковых запросов в несколько государственных
органов, что увеличит нагрузку на инфраструктуру электронного
правительства;
2) ограничение функционала по направлению в ФССП России ходатайств
о ходе исполнительного производства посредством ЕПГУ, а именно: при
попытке направить ходатайство отправитель получает сообщение об ошибке;
3) отсутствие возможности подавать в электронном виде жалобы на
действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя о невозбуждении
исполнительного производства в порядке подчиненности;
4) непредоставление информации о ходе исполнительного производства по
запросу сотрудника юридического лица, которому делегированы
соответствующие полномочия путем предоставления доверенности в личном
кабинете юридического лица на ЕПГУ.
По мнению Ассоциации, указанные ограничения нарушает права
взыскателей, в частности, предусмотренные частью 1 статьи 50 Федерального
закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в
соответствии с которой стороны исполнительного производства вправе
знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них
выписки, снимать с них копии и осуществлять иные права и обязанности,
предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, а также
приводят к:
 увеличению расходов на ведение исполнительных производств как
со стороны взыскателей, так и ФССП (затраты на подготовку
бумажных документов, их пересылку посредством почтовой связи и
т.д.),
 увеличению нагрузки на ФССП России, поскольку невозможность
получения взыскателем информации в автоматизированном режиме
предполагает индивидуальную работу с каждым исполнительным
производством путем личного обращения взыскателя к судебному
приставу-исполнителю с запросами о предоставлении информации,
 снижению эффективности взыскания в связи с увеличением
трудозатрат и иных расходов на ведение исполнительного
производства,
что в конечном счете нивелирует все усилия и достижения, направленные
на оптимизацию электронного документооборота, возникающего в процессе
исполнительного производства, а также препятствует развитию суперсервиса
«Цифровое исполнительное производство».
На основании изложенного, в связи с тем, что к ведению Министерства
цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
относятся вопросы реализации Национальной программы «Цифровая
экономика Российской Федерации», в рамках которой осуществляется
внедрение суперсервиса «Цифровое исполнительное производство», просим
рассмотреть предоставленную информацию и сообщить Ассоциации позицию
Министерства относительно возможности разрешения перечисленных проблем,
возникающих у взыскателей при организации электронного документооборота
в рамках ведения исполнительных производств.

Президент СРО «НАПКА» ____________________ Э.О. Мехтиев

Возврат к списку


Видео

Фотогалерея