Письмо в Госдуму_позиция НАПКА по ЗП о получении согласия третьих лиц

Письмо в Госдуму_позиция НАПКА по ЗП о получении согласия третьих лиц


Заместителю Председателя, члену Совета, депутату Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации
И.А. Яровой
Адрес: 103265, г. Москва, улица Охотный ряд, д.1

Исх. номер _____________
Дата ___________________


Уважаемая Ирина Анатольевна!

Саморегулируемая организация «Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских агентств» (далее – Ассоциация) является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами для регулирования деятельности своих членов в сфере оказания услуг по возврату задолженности. Основными целями деятельности Ассоциации является содействие развитию цивилизованного рынка услуг по взысканию просроченной задолженности, защита прав и законных интересов членов Ассоциации, а также поддержка и продвижение законодательных инициатив, направленных на  совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере услуг по взысканию просроченной задолженности.

15 июня 2021 года Государственной Думой Федерального  Собрания Российской Федерации во втором чтении принят проект федерального закона № 922037-7 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - законопроект), в соответствии с которым для взаимодействия с третьими лицами, под которыми согласно положениям части 5 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 230-ФЗ) понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, с целью возврата просроченной задолженности должника кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, необходимо получать согласие не только должника, но и третьего лица. Дополнительно законопроект предусматривает исключения для кредитных организаций, а именно:
•    Согласие третьего лица на взаимодействие с ним с целью возврата просроченной задолженности должника, может быть предоставлено в кредитную организацию в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме;
•    В отношении кредиторов, являющихся кредитными организациями, положения законопроекта применяются к правоотношениям, возникшим из договоров, заключенных после дня вступления его в силу.

В связи с тем, что положения законопроекта связаны с предметом саморегулирования Ассоциации - деятельностью по возврату задолженности, просим рассмотреть предложения Ассоциации по их совершенствованию.

Ассоциация поддерживает необходимость изменения порядка взаимодействия с третьими лицами по вопросам возврата просроченной задолженности должников. Однако, по мнению Ассоциации, предоставление кредитным организациям указанных выше дополнительных возможностей представляется необоснованным, ставит остальных кредиторов и лиц, действующих в их интересах, в неравное положение с кредитными организациями и порождает правовую неопределенность в случае уступки прав требования задолженности кредитными организациями юридическим лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.

В связи с принятием Закона № 230-ФЗ 03.07.2016 года одновременно был принят Федеральный закон № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», в соответствии с которым кредитные организации по непонятным причинам были исключены из перечня субъектов правонарушений, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».
Однако исходя из практики применения законодательства кредитные организации достаточно часто допускают нарушения прав и законных интересов физических лиц, являющихся должниками. Так, в соответствии с данными  Федеральной службы судебных приставов (ФССП России), уполномоченной  осуществлять контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, за время действия статьи 14.57 КоАП в редакции, исключающей возможность привлечения кредитных организаций к административной ответственности, рост обращений на деятельность кредитных организаций, связанной с возвратом просроченной задолженности физических лиц, составил 54%.
Дополнительно необходимо отметить, что 18.06.2019 года Верховным Судом РФ было вынесено Постановление по делу № 49-АД19-2, в котором Суд указал, что кредитные организации не несут ответственности за нарушения законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности по статье 14.57 КоАП РФ в связи с тем, что указанная статья содержала исключение кредитных организаций из перечня субъектов правонарушений.
Итогом стало принятие Федерального закона от 11.06.2021 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым кредитные организации были включены в число субъектов административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ. Указанным законом также была установлена равная ответственность для всех кредиторов и лиц, действующих от их имени и (или) в их интересах.

Также необходимо отметить, что во исполнение абзаца второго подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, от 17.05.2019 № Пр-853, а также в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденным Правительством РФ 29.05.2019 № 4714п-П36, Министерством юстиции Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон «О кредитных историях», который направлен на реформирование нормативно-правового регулирования в сфере федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности. Данный законопроект предусматривает, в том числе, изменение порядка взаимодействия с третьими лицами.
По мнению Ассоциации, все изменения Закона № 230-ФЗ, предусмотренные указанным проектом, должны приниматься комплексно, а не разрозненно, что позволит избежать пробелов и неточностей законодательства. При этом закон не должен предоставлять необоснованные преимущества разным кредиторам. На наш взгляд, предусмотренные законопроектом возможности, должны получить не только кредитные организации, а все кредиторы, а также их представители. Обеспечение эффективной защиты прав потребителей финансовых услуг невозможно без установления для участников рынка равных прав, одинаковых обязанностей и ответственности, пропорциональной тяжести допускаемых нарушений.

На основании изложенного, просим учесть предложения Ассоциации при дальнейшей рассмотрении законопроекта.


С уважением,
Президент СРО «НАПКА»          ______________________    Э.О. Мехтиев

Возврат к списку


Видео

Фотогалерея