Позиция по ЗП об установлении неприкосновенного минимального размера дохода

Позиция по ЗП об установлении неприкосновенного минимального размера дохода


Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации  Комитет по финансовому рынку Председателю Комитета Аксакову А.Г. Адрес: 103265, г. Москва, Георгиевский пер., д.2

Исх. номер 26 Дата 23.03.2021

Уважаемый Анатолий Геннадьевич!

Саморегулируемая организация «Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских агентств» (далее – Ассоциация) является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами для регулирования деятельности своих членов в сфере оказания услуг по возврату задолженности. Основными целями деятельности Ассоциации является содействие развитию цивилизованного рынка услуг по взысканию просроченной задолженности, защита прав и законных интересов членов Ассоциации, а также поддержка и продвижение законодательных инициатив, направленных на  совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере услуг по взысканию просроченной задолженности.

11 февраля 2021 года в Государственную Думу Федерального  Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 1109997-7 «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника- гражданина и лиц, находящихся на его иждивении» (далее - законопроект).  

В связи с тем, что положения законопроекта связаны с предметом саморегулирования Ассоциации - деятельностью по возврату задолженности, просим рассмотреть предложения Ассоциации по их совершенствованию.

По мнению Ассоциации, несмотря на высокую социальную значимость законопроекта, предлагаемая к принятию редакция содержит в себе определенные риски, влияющие как на права кредиторов, так и должников, а именно:
 Введение принципа неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении, приводит к существенному ограничению прав кредиторов. По данным Ассоциации в 2020 году количество должников, имеющих  просроченные обязательства только перед кредитными организациями в сегменте необеспеченного кредитования, выросло на 8% и составило порядка 5,4 миллионов граждан. При этом согласно данным Росстата, число россиян с доходом ниже величины прожиточного минимума увеличилось во втором квартале 2020 года на 1,3 миллиона по отношению к аналогичному периоду 2019 года и составило 19,9 миллионов человек (13,5% населения страны)1. Также необходимо отметить, что в настоящее время Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) не в состоянии в полной мере обеспечить быстрое и эффективное принудительное исполнение решений о взыскании задолженности. Соответственно, введение законопроектом нормы о невозможности обращения взыскания на минимальный размер дохода гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, приведет к увеличению сумм невзысканных денежных средств, что в итоге будет иметь негативное влияние на стабильность финансового рынка и доступность финансовых услуг для добросовестных граждан.  Законопроект содержит ряд исключений, которые устанавливают преимущества одних кредиторов перед другими, а также ограничивают права граждан-должников. Например, нормы о неприкосновенности минимального размера дохода должникагражданина не действуют при взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды государства, а также по требованиям об уплате задолженности, предусмотренной жилищным законодательством, законодательством о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, законодательством, регулирующим отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. При этом пояснительная записка к законопроекту не содержит разъяснений относительно оснований установления такого неравенства между разными видами кредиторов: государством, организациями, оказывающими услуги жилищно-коммунального хозяйства и остальными кредиторами. Установление такого неравенства представляется необоснованным и нарушающим принципы, введенные самим законопроектом.   Для определения суммы кредита или займа, предоставляемого заемщику, кредиторы, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим                                                  1 https://www.kommersant.ru/doc/4500444
лицам, обязаны для каждого заемщика рассчитывать показатель долговой нагрузки, введенный Банком России, тем самым устанавливая предельные суммы ежемесячных погашений, допустимых для заемщика без ущерба для жизнеобеспечения. В случае возникновения форс-мажорных ситуаций, когда заемщик теряет возможность выполнять принятые на себя обязательства, защита его прав и интересов обеспечивается: - Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина», который ввел процедуру внесудебного банкротства, позволяющую бесплатно и без участия суда получить списание просроченной задолженности лицам, материальное положение которых свидетельствует о невозможности исполнения ранее принятых обязательств; - Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции», который  ввел  исполнительные каникулы, позволяющие получить рассрочку по исполнительному листу лицам, попавшим в трудную ситуацию в связи с пандемией 2020 года. Дополнительное ограничение возможности обращения взыскания на доход должника в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации не только для самого должника, но и для лиц, находящихся на его иждивении, нарушает баланс гарантий действенной судебной защиты кредитора и защиты прав и законных интересов должника.  В случае принятия законопроекта кредиторам необходимо разработать и внедрить новые правила оценки рисков неплатежеспособности заемщиков, а также пересмотреть стратегии взыскания задолженности, поскольку возврат задолженности в судебном порядке и инициирование принудительного взыскания со стороны ФССП России является наиболее затратным и долгим способом возврата задолженности. Возможность установления неприкосновенности минимального размера дохода гражданинадолжника по исполнительным производствам, возбужденным до вступления в силу законопроекта, приведет к существенному ухудшению положения кредиторов.  

Таким образом, по мнению Ассоциации, законопроект нуждается в доработке в части установления неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования исключительно должникагражданина (исключая лиц, находящихся на его иждивении) и только по
исполнительным документам, полученным кредитором после вступления в силу законопроекта.  

На основании изложенного, просим учесть предложения Ассоциации при дальнейшей рассмотрении законопроекта.


С уважением, Президент СРО «НАПКА»          ______________________    Э.О. Мехтиев

Возврат к списку


Видео

Фотогалерея