Позиция НАПКА по Положению о контроле за КД


Министерство юстиции Российской Федерации Адрес: Житная ул., д. 14, г. Москва, 119991  

Исх. номер 38 Дата 23.04.2021

Саморегулируемая организация «Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских агентств» (далее – Ассоциация) является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами для регулирования деятельности своих членов в сфере оказания услуг по возврату задолженности. Основными целями деятельности Ассоциации является содействие развитию цивилизованного рынка услуг по взысканию просроченной задолженности, защита прав и законных интересов членов Ассоциации, а также поддержка и продвижение законодательных инициатив, направленных на  совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере услуг по взысканию просроченной задолженности. 09.04.2021 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации был опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр»     (http://regulation.gov.ru/projects#npa=114953), который устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр (далее – контролируемые лица). В частности, проектом Положения предусматриваются критерии отнесения контролируемых лиц к категориям риска причинения вреда (ущерба), которые зависят от видов и количества нарушений, допущенных контролируемым лицом при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. При этом проект не учитывает соотношение количества допущенных контролируемым лицом нарушений и количества договоров, из которых возникла просроченная задолженность физических лиц, находящихся в работе
контролируемых лиц, что противоречит основам системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, установленным Главой 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ). В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона № 248-ФЗ при определении критериев риска оценка тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий. По мнению Ассоциации, для определения критериев отнесения контролируемого лица к той или иной категории риска необходимо применять риск-ориентированный подход, в соответствии с которым к учету принимается не только количество допущенных контролируемым лицом нарушений, но и информация об отнесении контролируемого лица к той или иной категории субъектов предпринимательства, предусмотренных Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (похожий подход реализован в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав  и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности  и о внесении изменений в Федеральный закон  «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон «О кредитных историях», размещенного по ссылке https://regulation.gov.ru/projects#npa=102625). Исходя из указанного подхода, в зависимости от тяжести причинения вреда все категории риска могут быть разделены на высокую, значительную, среднюю, низкую категории. При этом все нарушения, совершение которых является основанием для отнесения контролируемого лица к определенной категории риска, могут выделяться в отдельные группы в зависимости от их количества: однократные, неоднократные и систематические нарушения. В свою очередь, количество систематических нарушений, совершение которых является основанием для отнесения контролируемого лица к определенной категории риска, различается для разных категорий субъектов предпринимательства (субъекты малого, среднего предпринимательства и иные организации).  Более подробно предлагаемые Ассоциацией изменения пунктов 9-12 проекта Положения отражены в Приложениях 1 и 2.

Также сообщаем о том, что у Ассоциацией разработаны дополнительные предложения по совершенствованию проекта Положения, направленные на защиту прав контролируемых лиц, которые изложены в Приложении 1.

На основании изложенного, просим рассмотреть предложения Ассоциации и учесть их в дальнейшей работе над проектом Положения.


Приложения: 1. Таблица разногласий на 11 листах. 2. Критерии отнесения контролируемых лиц к категориям риска на 32 листах.


С уважением, Президент СРО «НАПКА»    ____________________   Э.О. Мехтиев

Возврат к списку


Видео

Фотогалерея