НАПКА помогла сотруднице детской поликлиники при звонках коллекторов на работу
07.02.2017

НАПКА помогла сотруднице детской поликлиники при звонках коллекторов на работу

30 января в Контрольный комитет НАПКА через сервис «Добро пожаловаться» на сайте www.napca.ru поступило обращение от жительницы г. Москвы с просьбой помочь разобраться в ситуации со звонками коллекторского агентства на работу и родственникам. «На номера телефонов моих бывших коллег и родственников неоднократно поступают звонки коллекторского агентства, при которых сотрудники сообщают информацию о моих долгах, звонками отвлекают от работы, осуществляют сбор моих персональных данных у коллег и родственников, а также сообщают о выезде судебных приставов по адресу моей регистрации», - указывалось в обращении.

Обращение было оперативно рассмотрено службой контроля качества коллекторского агентства, входящего в Ассоциацию, под наблюдением Контрольного комитета НАПКА,

31 января заявителю был направлен ответ, в котором указывалось, что указанные в обращение номера телефонов исключены из работы коллекторского агентства, и с 30.01.2017 г. звонки на указанные номера не осуществляются. Компания извинилась за доставленное беспокойство. Однако причиной данного решения стало не нарушение закона, а требование Кодекса Этики НАПКА, в соответствии с которым компания-член Ассоциации «обязана прекращать взаимодействие, если установлено, что оно осуществляется с организацией сферы здравоохранения, образования, стратегически важными объектами инфраструктуры и т. д., в случае если возникает риск нарушения режима работы данных организаций и возникновения неблагоприятных последствий, которые могут повлечь вред здоровью неопределенному кругу лиц, а также материальный ущерб».

В ответе на обращение отмечено, что по результатам проведения внутренней проверки и на основании прослушивания аудиозаписей исходящих звонков коллекторского агентства не было выявлено нарушений требований статьи 7 ФЗ № 230-ФЗ, в которой описаны условия осуществления взаимодействия с должником, а также в части сообщения третьему лицу персональных данных должника. Компания не сообщала третьим лицам, с которыми удалось установить контакт, сведений о размере и структуре просроченной задолженности и иных сведений, составляющих банковскую тайну, а также иных сведений конфиденциального характера, не требовало от них погашения задолженности должника, не совершала действий, могущих оказать психологическое давление.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 230-ФЗ «О защите прав физлиц при взыскании», кредитор может осуществлять взаимодействие с третьими лицами (в том числе и по рабочим телефонам, указанным в договоре кредитования), при соблюдении условий: имеется согласие должника на осуществление взаимодействия с третьим лицом; третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.

Жалобы на звонки третьим лицам составляют около 15% от всех обращений в НАПКА, однако далеко не всегда факт жалобы является фактом нарушения. Поэтому НАПКА помогает осуществить индивидуальный разбор каждого факта обращения.

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) - крупнейшее профобъединение российской отрасли взыскания, создано в 2007 году. Объединяет более 40 «белых» коллекторских агентств, совокупно представляющих более 90% объемов рынка взыскания России. НАПКА – представитель России в FENCA – Федерации европейских национальных коллекторских ассоциаций. Также НАПКА - единственное профобъединение коллекторского рынка, которое контролирует методы работы своих членов. На сайте НАПКА ведется прием обращений от населения (около 4 тыс. в год), в Ассоциации действует Контрольный комитет, который уполномочен проводить проверку деятельности компании на основании жалобы через сайт или по факту публикации в СМИ.