Ответы на вопросы

Часто задаваемые вопросы

  • Имеют ли право коллекторы мне звонить? Почему мне звонят из коллекторского агентства, а не из банка?
    • Коллекторы имеют право контактировать с заемщиком в целях взыскания задолженности.

      В соответствии с федеральным законом 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"кредиторы имеют право привлекать третьих лиц, для осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности.Отдельно стоит сказать, что при взаимодействии с физическими лицами такими третьими лицами могут быть компании, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, включенные в государственный реестр, который ведет ФССП России.

      Лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности, могут использовать для этого формы взаимодействия, установленные законом - в том числе взаимодействие посредством проведения телефонных переговоров и личных встреч с должником.

      Кредиторы (и не только банки, а также микрофинансовые организации, операторы связи, управляющие компании) привлекают коллекторские агентства для осуществления ими деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц в рамках
      • агентского договора – ст. 1005 Гражданского Кодекса РФ;
      • договора цессии - ст. ст. 382 – 390 Гражданского Кодекса РФ.
      Подробнее о правовых основах работы коллекторских агентств можно прочитать в разделе Законодательные основы.
  • В моем кредитном договоре нет пункта о передаче/уступке/продажи долга третьей стороне. Законна ли продажа моего долга в коллекторское агентство без моего согласия?
    • Да, в соответствии со ст. 12 закона 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» кредитор вправе осуществлять уступку прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) третьим лицам, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, содержащим условие о запрете уступки, согласованное при его заключении. При этом заемщик сохраняет в отношении нового кредитора все права, предоставленные ему в отношении первоначального кредитора в соответствии с федеральными законами.

      Новый кредитор, к которому перешло право требования, возникшее из договора потребительского кредита (займа), вправе осуществлять с должником взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, только если такой новый кредитор является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр, за исключением случаев, когда должник ранее отказался от взаимодействия.

      При этом заемщик сохраняет в отношении нового кредитора все права, предоставленные ему в отношении первоначального кредитора в соответствии с федеральными законами.

  • Что делать, если у меня больше нет возможности оплачивать кредит/займ, не хватает средств на очередной платеж?
    • Самостоятельно обратитесь в банк, напишите письменное заявление с изложением ситуации и просьбой отсрочить выплаты, уменьшить ежемесячные платежи или реструктуризировать задолженность. Если до этого вы были добросовестным заемщиком и кредитор заинтересован в сохранении вас в качестве клиента, возможно, вам пойдут навстречу.  Переговоры могут быть успешнее, если вы начнете договариваться до начала просрочки платежей. 

      Попытки избегать общения с кредиторами и коллекторами только ухудшат ваше финансовое положение. Подробнее можно прочитать в разделе Зачем общаться с коллекторами.

      Продолжайте вносить платежи, даже если вам не хватает полной суммы. Это послужит подтверждением вашей добросовестности и увеличит шансы на конструктивный диалог с кредитором.
  • Имеют ли коллекторы право заходить в квартиру и арестовывать имущество должника?
    • Взыскатели имеют право приходить на встречу с должником, но не могут входить в его квартиру без разрешения. Арест на имущество и средства должника может быть наложен только по решению суда - судебными исполнителями.

      Обратите внимание, что профессиональные взыскатели не принимают средств от должника на руки, все платежи перечисляются на счета банка или коллекторского агентства.

      Подробнее о правах взыскателей можно прочитать в разделе Права и обязанности взыскателя.
  • Что должен сказать позвонивший мне коллектор? Обязан ли он представиться, сказать название компании?
    • Да, законом № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"в статье 7 предусмотрена такая обязанность взыскателя. Он должен сообщить свое ФИО,  наименование кредитора и  лица, действующего в его интересах и осуществляющего возврат задолженности.
  • Я никогда не брал кредит и не выступал поручителем, но мне звонят коллекторы из-за чужого долга. Что мне делать?
    • Жалобы на звонки коллекторов "не по адресу" составляют около 50% всех обращений граждан в НАПКА. Причина ошибочных обращений взыскателей к вам, скорее всего, одна из следующих:

          • должник ранее проживал по вашему адресу;
          • должник ранее владел сим-картой, приобретенной вами у мобильного оператора;
          • допущена ошибка в кредитной документации;
          • заемщик сознательно указал неверные контактные данные при получении кредита/займа. 
      К сожалению, в рамках существующего законодательства взыскатели не имеют возможности проверить их или получить новые контакты. Однако просто так, без документального подтверждения ошибки, они не могут перестать звонить "недолжнику". Подробнее читайте в разделе Недолжникам.

  • Имеют ли право взыскатели звонить мне и писать смс по ночам и в выходные дни?
    • В соответствии со статьей 7 закона № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"не допускается взаимодействие с заемщиком в рабочие дни в период с 22 до 8 часов по местному времени и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени. Однако в законе есть важное дополнение - местное время определяется по месту жительства или пребывания заемщика, известному кредитору или лицу, осуществляющему возврат задолженности от его имени. Если при получении кредита вы указали в качестве места жительства (регистрации), например, Владивосток, а проживаете в Москве и не уведомили об этом кредитора или его представителя, разрешенный временной интервал будет определяться по владивостокскому времени. В результате, из-за разницы в часовых поясах, звонки могут поступать в ночное время, хотя взыскатели действуют в рамках закона.

       

      Обратитесь с заявлением о смене места жительства в банк или коллекторское агентство, которые осуществляют взыскание. Обзвон должников осуществляется чаще всего в автоматическом режиме, компьютер выводит звонки операторам в соответствии с часовым поясом.

  • Почему коллекторы указывают другие реквизиты для оплаты задолженности? Почему нужно перечислять платежи по указанным ими реквизитам?
    • Если ваш долг передан коллекторскому агентству в рамках агентского договора, взыскатели выступают в качестве представителей банка, помогающих ему осуществлять взыскание. Погашение задолженности при этом осуществляется по старым реквизитам - в адрес банка или другого первичного кредитора.

      Однако если долг окончательно продан коллекторам (договор цессии), то получателем платежей становится новый кредитор - коллекторское агентство, и реквизиты платежей меняются. Если в этом случае вы продолжите перечислять оплату по старым реквизитам, у вас могут возникнуть трудности с погашением задолженности, поскольку придется решать вопрос о возвращении средств со счетов прежнего кредитора и передаче их новому.
  • Что делать, если мне грубят, угрожают, портят имущество, другим способом нарушают мои права?
    • В соответствии со ст. 6 закона 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и в его интересах, связанные в том числе с:

      1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

      2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

      3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

      4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.

       

      Кроме того, коллекторские агентства, входящие в НАПКА, соблюдают строгий Этический кодекс, который предписывает уважительное отношение к должнику, открытое и полное информирование должника, а также невведение его в заблуждение относительно статуса взыскателя и последствий неоплаты долга.

       

      Раньше у рынка не было официального регулятора, который наблюдал бы за соблюдением законодательства и профессиональной этики, в следствии чего происходили нарушения. Кроме того, отсутствие регулятора означало и отсутствие "единого окна" для приема жалоб от населения, касающихся этой сферы деятельности.  Однако теперь такой регулятор появился, им назначена Федеральная Служба Судебных Приставов России. В полномочия службы вошел контроль и надзор над компаниями, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, составление и ведение госреестра профессиональных взыскателей и создание подзаконных актов, которые нужны для нормального функционирования рынка.

       

      Профессиональное сообщество в лице нашей Ассоциации выработало достаточно эффективные средства для работы с обращениями граждан и борьбы за "чистоту рядов":


      1. Постарайтесь собрать фактические подтверждения нарушения ваших прав - записи телефонных разговоров, фотографии испорченного имущества и т.д.


      2. У профессиональных коллекторских агентств, так же как и у многих кредитных организаций есть отдел внутреннего аудита, который следит за соблюдением законодательства и стандартов работы взыскателей. Направьте жалобу в этот отдел с помощью доступных средств связи - через сайт компании, по электронной почте, по телефону/факсу, через страницу компании в соцсетях. Если вы не получили ответа в установленные компанией сроки - направьте жалобу на адрес компании заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.


      3. Напишите жалобу в НАПКА через форму обращений на нашем сайте. Зачастую это самый эффективный и быстрый способ решения проблемы, если агентство, на которое вы жалуетесь, входит в нашу Ассоциацию (а иногда и если не входит).


      4. Если речь идет о реальной угрозе жизни и здоровью (не путать с информированием о последствиях неуплаты долга - увеличении задолженности, ухудшении кредитной истории, передаче дела в суд и т.д.), а также о порче имущества - обратитесь в полицию для защиты своих прав.
  • Могут ли антиколлекторы помочь избавить от долга или снизить его размер?
    • Законных способов избавить от задолженности не существует. Действуя в правовом поле, антиколлекторы и кредитные адвокаты могут помочь должнику оспорить в суде начисление штрафов и пени. Хотя практика показывает, что в суде их доводы часто признаются несостоятельными. Крайне редко срабатывает и активно используемая ими 333 статья Гражданского кодекса РФ (уменьшение неустойки). Независимо от решения суда по начислению пеней, основная сумма долга останется и Вы будете обязаны выплатить ее вместе с судебными издержками. Никаких гарантий того, что консультации посредников помогут, нет, а расходы на их услуги оплатить придется.

      Ознакомьтесь с официальным предупреждением Центробанка РФ о деятельности мошенников-"раздолжнителей".
  • Может ли просроченная задолженность передаваться вместе с наследством должника?
    • Обязательства по кредитному договору не прекращаются со смертью должника. Наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанность по его исполнению со дня открытия наследства. По наследству переходят имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (ГК РФ).
      Согласно ГК РФ, днем открытия наследства признаётся день смерти гражданина.

      Предусмотрено два способа принятия наследства:
      1. Путем подачи по месту открытия наследства нотариусу или должностному лицу, уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство, заявления о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
      2. Совершением действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства: принятие мер по сохранению наследственного имущества, защита его от посягательств или притязаний третьих лиц; расходы за свой счет на содержание наследственного имущества; оплата за свой счет долгов наследодателя или получение от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежных средств.

      В обоих случаях общий срок принятия наследства составляет шесть месяцев со дня его открытия.

      В отношениях с кредитором поручитель не вправе ссылаться на ограниченную ответственность наследников и требовать уменьшения размера своей обязанности по договору поручительства пропорционально стоимости наследственного имущества.

Задать вопрос

Все поля обязательны для заполнения
Ошибка: заполните поля выделенные красной рамкой